В Латвии задержали шестерых человек, которые сотрудничали с порталами Baltnews и Sputnik международного информационного агентства «Россия сегодня». Ровно год назад в похожей ситуации оказался эстонский Sputnik. Есть ли связь между этими событиями? Как Европа реагирует на притеснения русскоязычных журналистов Прибалтики? Стоит ли России вводить экономические санкции против Латвии? На эти вопросы аналитическому порталу RuBaltic.Ru ответил исполнительный директор МИА «Россия сегодня» Кирилл ВЫШИНСКИЙ.
— Г-н Вышинский, ровно год назад начались проблемы у редакции Sputnik Эстония. В конечном итоге ее разогнали, журналистов заставили разорвать трудовые отношения с изданием под угрозой уголовного преследования. Уже тогда стоило ожидать, что аналогичные процессы начнутся в соседних Прибалтийских республиках. В МИА «Россия сегодня» к этому были готовы?
— Скажу честно, мы прекрасно понимали, что в ближайшее время отношение к русскоязычным журналистам, к тем, кто сотрудничает с российскими СМИ, в Прибалтике не улучшится. Понимали и были морально готовы. Но какие конкретные меры мы могли предпринять? Как можно подготовиться к возбуждению уголовного дела по надуманному поводу?
Мы не в силах препятствовать тому, что против людей вводят так называемые расширительные нормы санкций. Ограничения, которые наложены на конкретного человека (генерального директора МИА «Россия сегодня» Дмитрия Киселева — прим. RuBaltic.Ru), не могут распространяться на целые организации, это же очевидно. Но в Прибалтике считают иначе.
Невозможно подготовиться к абсурду. Сужу по своему личному опыту.
Я не готовился к тому, что меня арестуют [на Украине] за государственную измену. Этих претензий я ожидал меньше всего, потому что в моих действиях никогда не было преступного умысла. А статья за госизмену в украинском законодательстве предполагает наличие умысла. Мне и в голову не приходило, что к этим обвинениям можно «приплести» журналистские материалы.
— Мне кажется, сегодняшняя ситуация с Baltnews и Sputnik Латвия напрямую связана с тем, что произошло в Эстонии. Там удалось «заглушить» неугодное СМИ. Наши латвийские товарищи (которые нам совсем не товарищи) поняли это и решили пойти проторенной дорогой. То есть уголовные дела против журналистов в Латвии — результат того, что МИА «Россия сегодня» проиграло в ситуации со Sputnik Эстония.
— А как можно было выиграть в этой ситуации? Государство задалось целью уничтожить оппозиционную информационную инфраструктуру на подконтрольной ему территории. Ну как ему можно помешать? Разве что устроить государственный переворот и прийти к власти. По-другому никак.
Точно так же невозможно было выиграть в ситуации с моим арестом. Ты играешь по правилам, а тебя сзади бьют ломом по голове. И никакая карта тебя не спасет.
Мы прилагали усилия. И не стоит забывать, что кое-чего удалось добиться. Даже в ЕС признали факт злоупотребления европейскими санкциями в Прибалтике. Но разве после этого что-то изменилось? Нет.
Потому что власти стран Балтии ориентируются не на Брюссель, а на столицу другого государства. Думаю, называть ее не нужно.
Когда по совершенно надуманному поводу арестовали меня, «Репортеры без границ» слова не сказали. И только когда дело пошло к моему освобождению в результате политического решения, они выразили какое-то удовлетворение.
По поводу Sputnik Эстония мы тоже обращались к «Репортерам без границ». Я лично разговаривал с главой европейского офиса этой организации. Писали письма в декабре или январе, если мне не изменяет память. Знаете, когда пришел ответ? В июле. А знаете, какой это был ответ? «Спасибо за вашу информацию, мы внимательно следим за ситуацией».
Мне кажется, не надо создавать завышенные ожидания. Мы не сможем радикально изменить положение дел в Прибалтике, где нормами права пренебрегают в угоду политическим целям.
О правах человека я вообще не говорю.
— Тогда стоит честно предупредить об этом людей, которые хотят сотрудничать с российскими СМИ в Литве, Латвии, Эстонии?
— Разве они этого не понимают? Работая на Украине, я прекрасно понимал, что ко мне будут проявлять интерес украинские спецслужбы. Но они четыре года ничего не могли мне предъявить. А потом решили пойти, что называется, по беспределу. «Намалюем» статью, и все!
У меня была иллюзия, что на Украине все-таки есть какое-то правовое государство.
Еще больше иллюзий было в отношении Прибалтики, потому что там гарантами верховенства права является ЕС.
Но Европа потакает этим практикам. Слегка пожурили, сказали, что не стоит злоупотреблять… И что дальше? Те, кто выполняет политический заказ, продолжают его выполнять.
— Вы упомянули о том, что в Брюсселе признали факт злоупотребления санкциями. Мне кажется, нужно работать именно в этом направлении — добиваться от ЕС официальных разъяснений. Когда Конгресс США принимает какие-то санкционные законы, Госдеп разъясняет, как они будут применяться. Не пора ли Евросоюзу сделать то же самое?
— Может, и пора. Но представьте, что Ваш начальник говорит Вам: «Ты здесь перестарался, так больше делать не надо». А Вы все равно продолжаете это делать. И здесь два варианта: либо Вас увольняют, либо пожелания начальства были всего лишь пустыми словами. Вот и ответ на Ваш вопрос.
— Какие инструменты в нынешней ситуации есть у МИА «Россия сегодня»? Готовы ли Вы, к примеру, нанять адвокатов для задержанных в Латвии журналистов?
— Будем оказывать им максимальную юридическую помощь. Вот все, что я могу сказать, поскольку лично не занимаюсь этим вопросом. В любом случае, наши коллеги не будут брошены в беде.
— Главред Baltnews Андрей Стариков считает, что «Прибалтика — это площадка по апробации, выдумке и разработке каких-то юридических механизмов, чтобы изгнать российские государственные СМИ с Запада в целом». Полагаете, у «Спутника» могут возникнуть проблемы, к примеру, во Франции иди Германии?
— Я не пророк и не оракул. Наши «Спутники» в Европе и так испытывают на себе давление. Например, издание во Франции лишено аккредитации в Елисейский дворец. Как далеко может зайти практика дискриминации, никто не знает.
— В России уже звучат призывы дать жесткий ответ Латвии на преследования русскоязычных журналистов. Пожалуй, самый радикальный вариант — ввести экономические санкции. Как думаете, это целесообразно?
— Я, к сожалению, не знаю деталей торгово-экономических отношений между РФ и Латвией.
Но мне кажется, что дискриминация русскоязычных жителей Прибалтики (не только журналистов) давно должна была получить более жесткую оценку. Вплоть до экономических санкций, несомненно.
В этом году были приняты поправки к Конституции РФ. Статья 69 дополнена положением о том, что Россия будет максимально поддерживать своих соотечественников за рубежом. И первым делом стоит обратить внимание на ситуацию в Прибалтике.
Нужно применять комплексный подход, целый набор мер. Правовых, экономических и так далее.