Литовские спецслужбы обвинили российские СМИ в дискредитации «энергетической независимости» Литвы. Накануне этого литовское Минэнерго заявило о необходимости сократить закупки норвежского сжиженного газа на СПГ-терминал в Клайпеде. Альтернативный продукции «Газпрома» газ слишком дорог — Литва его стоимость «не тянет». Еще унизительнее ситуация с поставками в Литву продукции Белорусской атомной станции (БелАЭС). Политика «энергетической независимости» Литвы провалилась, а виноваты в этом… российские СМИ, которые так прямо и говорят.
Министр энергетики Литвы Жигимантас Вайчюнас в последние дни пребывания на своей должности предложил вдвое снизить объем поставок сжиженного природного газа из Норвегии на СПГ-терминал Independence.
По долгосрочному контракту с норвежцами Литва обязана в течение десяти лет покупать по четыре судна со сжиженным газом в год. Вайчюнас хочет снизить этот объем до двух судов, потому что норвежский газ слишком дорог и тянуть ношу СПГ-терминала литовские потребители энергии долго не смогут.
Дело пахнет международным скандалом, судами и длительным выяснением отношений с норвежцами.
Литовские чиновники обнаружили, что стоимость норвежского СПГ, на которую они некогда с энтузиазмом подписались, дабы показать «козью морду» России, в полтора раза выше рыночной. Только вести себя с норвежцами так же, как 10 лет в аналогичной ситуации с «Газпромом», в Вильнюсе не решаются.
Истерики про «газовый шантаж», «несправедливую цену» и «неоимперскую политику Кремля» в энергетике — с Норвегией это точно не пройдет, как, впрочем, не прошло и «Газпромом». Закончится все тем же Стокгольмским арбитражем, который, как и в случае с «Газпромом», вынесет вердикт в пользу поставщика.
Поскольку цену на газ пересмотреть нереально, в Минэнерго вздумали пересмотреть объемы поставок.
В Норвегии Литве на это отвечают: можете хоть вовсе не покупать у нас газ, но всю предусмотренную в контракте прибыль вы нам все равно заплатите.
«Теоретически это [сокращение поставок СПГ — прим. RuBaltic.Ru] возможно, а на практике — только за последний год у нас было 10 раундов переговоров, по которым позиция Equinor [норвежская государственная компания, поставщик СПГ в Литву — прим. RuBaltic.Ru] очень ясна. Они готовы пересмотреть контракт при условии, что получаемые ими льготы не изменятся. Или, проще говоря, вы можете делать все что хотите, но мы в Equinor все равно хотим забрать свои деньги», — говорит директор литовской компании — покупателя энергии Ignitis Дарюс Монтвила.
Получается, куда ни кинь — везде клин. Разорвать контракт с Норвегией — платить неустойку. Продолжать покупать СПГ — переплачивать в полтора раза за газ. Снизить вдвое объем закупок — мощности СПГ-терминала будут простаивать без работы, а норвежцам все равно придется платить.
Сценариев, при которых литовский бюджет не несет убытков, а получает выгоду, не просматривается, а сумма ущерба доходит до 200 миллионов евро. Так что проект «энергетически независимого» от России СПГ-терминала в литовской Клайпеде убедительно провалился.
Его не спасло от провала унизительное с точки зрения литовской власти решение прошлого года тайком покупать СПГ у России и «разбавлять» на терминале Independence дорогой норвежский, американский и катарский сжиженный газ дешевым российским. Не спасла и благоприятная конъюнктура этого года, когда из-за пандемии и приостановки мировой экономики энергоносители рекордно подешевели.
Даже в этих условиях, как выясняется, клайпедский СПГ-терминал «не тянет». У литовской госпропаганды просто не осталось аргументов для его оправдания. Не повторять же дальше мантру шестилетней давности, что зато Литва получает дешевый газ из России, потому что «Газпром» боится появившейся конкуренции и дает скидку? Российский газ просто самый дешевый на рынке. А СПГ из Норвегии, судя по тому, как Литва с ним мучается, «Газпрому» не конкурент.
Склочная политика литовского руководства, решившего в пику России арендовать СПГ-терминал, не решила энергетических проблем Литвы, а создала их.
И теперь об этом говорится открыто. «Наш терминал сопровождается множеством таких странных контрактов и подобных аргументов, таких высказываний, что на момент запуска проекта не ожидалось, что он будет работать эффективно. Теперь мы все должны за это платить. И потребители платят. <...> Если бы не были предприняты шаги Министерства энергетики, переговоры с Equinor не возобновились бы», — заявил на прощание глава уходящего правительства Литвы Саулюс Сквернялис.
Решать проблему старый Кабмин отказался, предав убыточный Independence по наследству новому правительству. Теперь команде Ингриды Шимоните предстоит скандалить с норвежцами, требуя от них пересмотра контракта. В способности литовских консерваторов устраивать скандалы можно не сомневаться, а вот в то, что они способны достигнуть выгодного литовской экономике результата, верится слабо.
Унизительней истории с СПГ-терминалом только ситуация с Белорусской АЭС, которую Литва тысячекратно заклеймила на словах, а на деле давится, плачет, но потребляет ее продукцию.
И будет потреблять в нарушение собственного уголовного законодательства как минимум до 2025 года, когда должен состояться выход стран Балтии из энергосети БРЭЛЛ (Беларусь — Россия — Эстония — Латвия — Литва).
Если выход из БРЭЛЛ произойдет, «история успеха» Литвы будет состоять в том, что она по иррациональным мотивам отказалась от надежной системы электроснабжения в пользу постоянно ломающихся электросмычек по дну Балтийского моря и променяла дешевую электроэнергию на дорогую. А он ведь может и не состояться…
Так что по всем параметрам энергетическая политика Литвы получается даже не провалом, а каким-то… позором.
Отрицать этот позор становится уже невозможно. Остается только искать виновных. И литовская власть нашла «крайнего». В позорной энергетической политике Вильнюса оказалась виновата Россия. Точнее — российские СМИ.
Минобороны Литвы представило свой регулярный отчет об угрозах в области информационной безопасности. Из него следует, что с территории России и Беларуси против Литвы ведется кампания дезинформации, и одной из главных мишеней является политика «энергетической независимости», которая оценивается «клеветниками» как провальная.
В заявлениях военных аналитиков вообще много перлов. По их утверждениям, то, что Литва вмешивается во внутренние дела Беларуси, а литовская власть создает в обществе истерику из-за БелАЭС, тоже ложь и дезинформация.
Однако объявить дезинформацией критику энергетической политики Литвы в момент мучительных раздумий о бремени СПГ-терминала и осознания провала борьбы с БелАЭС — это вершина альтернативной реальности.
Литовские спецслужбы фактически обвинили российских и приравненных к ним белорусских журналистов в том, что они называют вещи своими именами.
Именно за это им запретят въезд в Литву, если еще не запретили, а их СМИ заблокируют. Нечего вмешиваться в галлюцинации литовских политиков об «успешности».