×
Политика Политика

После Беларуси — Молдова: многовекторность вызвала еще один кризис

Источник изображения: tv8.md

Сторонники избранного президента Молдовы Майи Санду выходят на улицы, требуют отставки правительства и досрочных парламентских выборов. Причиной этому стали действия парламентского большинства — сторонников проигравшего выборы президента Игоря Додона, которые вернули русскому языку статус официального языка Республики Молдова и приняли еще ряд решений в интересах русскоязычного и пророссийского населения. Проблема в том, что эти решения нужно было принимать до президентских выборов, а не после. Тогда бы и Додон не проиграл, и политическая стабильность в стране сохранилась. Однако элементарные предвыборные соображения уступили нежеланию молдавской власти ссориться с США и ЕС. 

В считаные часы президентская Партия социалистов Республики Молдова смогла сделать то, чего она не могла сделать несколько лет.

В течение одного рабочего дня депутаты ПСРМ вернули русскому языку статус официального языка страны, сделав его языком межнационального общения, разрешили использование инструкций к лекарствам на русском языке и наконец-то реально запустили процесс возвращения в молдавский эфир российских телеканалов.

Вдобавок социалисты сдвинули с мертвой точки вопрос об автономии Гагаузии. Согласно принятым законопроектам, правовой статус автономии нельзя изменить без согласия самой Гагаузии.

В других обстоятельствах принятые партией Игоря Додона решения можно было бы считать революционными. Пророссийской революцией, не иначе. Однако с учетом молдавской политической ситуации происходящее больше напоминает арьергардные бои. 

Проводить четкий и понятный своему избирателю русофильский курс нужно было до президентских выборов, а не после, когда Додон их уже проиграл.

В таком случае он бы не потерпел поражения. Потому что избиратели социалистов видели бы четкий и понятный курс, который им предлагают действующий президент и правящая партия, выполняющие обещания, данные ими на предыдущих президентских и парламентских выборах.

Вместо этого избирательная кампания Додона была крайне неконкретна и расплывчата. Действующий президент, например, так и не сказал простого «да» или «нет» на вопрос, войдет ли Молдова в Евразийский экономический союз (ЕАЭС).

«Мы намерены двигаться дальше. Мы участвуем во всех заседаниях: и рабочих групп, и на уровне премьеров и президента. Сейчас детально изучаем дорожную карту, через которую проходили другие страны до того, как получили статус члена ЕАЭС», — отвечал Додон на вопрос за два дня до выборов.

Внешнеполитическая программа главы государства состояла из общих фраз о том, что мы будем дружить со всеми и развивать сотрудничество на всех направлениях. Молдова — в центре Европы, поэтому она должна быть многовекторна и нейтральна.

Такой подход не предполагал ответа на элементарный вопрос: а если другие не дадут вам дружить со всеми? Если США, Евросоюз и Румыния не позволят Молдове дружить с Россией и заставят выбирать между ними и Москвой, как заставляют все страны — участницы программы «Восточного партнерства»? Кого вы выберете?

Принцип многовекторности и страх испортить отношения с Западом породили невнятный и непонятный электорату социалистов политический курс, который привел к поражению президента Додона на ноябрьских выборах.  

Разочарование избирателей проявилось и в низкой явке на выборы, и в сенсационно высоком результате «альтернативного пророссийского» кандидата Рената Усатого в первом туре, и в том, что во втором туре лишь часть избирателей Усатого перетекла от него к Додону.

У поддерживавших многие годы Додона и ПСРМ молдаван накопились закономерные вопросы к последним. Почему они не делают того, что обещали, имея в своих руках парламент, правительство, президентуру и мэрию Кишинева? Так трудно разрешить инструкции к лекарствам на русском языке?

Желание угождать и нашим, и вашим законным не признавалось. Мы — ваши, нам и угождайте.  

При этом сомнений в том, что прозападный кандидат Майя Санду — прозападный кандидат без кавычек, у ее избирателей не возникало. Политическое послание Санду было просто, понятно и непротиворечиво: выбор Молдовы — НАТО и Евросоюз. Молдова по возможности будет развивать отношения с Россией, но геополитический вектор у нее должен быть один — западный.

Поэтому сторонники прозападного курса были мотивированы идти голосовать за Санду (особенно западные диаспоры молдаван). Поэтому сейчас они настроены развивать наступление и добиваться всей полноты власти в Молдове. Поэтому Санду, еще не вступив в должность, добивается досрочных парламентских выборов. Понимает, что прозападный избиратель на них придет, а пророссийский — не факт.

Нынешняя заполошная активность правящей ПСРМ — это попытка спасти то, что еще можно спасти, и избежать полноценной политической катастрофы.

Лишить президента-иностранца (Майя Санду — гражданка Румынии) контроля за молдавскими спецслужбами, отнять у американского посольства уже отданную ему землю в центре Кишинева, дать официальный статус русскому языку, чтобы у сторонников был стимул идти на выборы и на улицы, — все это попытки в последний момент исправить последствия политики многовекторности, которая подвела к краю пропасти пророссийские силы в Молдове.

Точно так же летом этого года многовекторность подвела к краю пропасти Беларусь. Чтобы в нее не скатиться, Минску тоже пришлось в последний момент вернуться к основам современной белорусской государственности: союзу с Россией, членству в ОДКБ, неприятию белорусского национализма.

Президенту Лукашенко на сегодняшний день отодвинуться от края пропасти удалось. Удастся ли фактически уже не президенту Додону сохранить оставшиеся политические позиции? Увидим.

Пока можно сказать только одно.

Многовекторность для бывших советских республик является миной замедленного действия, которая рано или поздно всегда порождает политический взрыв.

Только в нынешнем году это доказали Беларусь и Армения. Ранее — при Януковиче — Украина.

Впрочем, доказательство верно не только эмпирически, но и теоретически. Физическое тело может двигаться только по одному вектору. Многовекторным движение тела бывает лишь в одном случае. Когда его разрывает в клочки.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
Россия больше всех заинтересована в объединении Приднестровья с Молдовой
2 декабря 2020
Интервью с молдавским политологом, директором Центра анализа, исследований и прогнозирования Balkan Center Сергеем Манастырлы.
Додон должен выполнить предвыборные обещания русским, чтобы сохранить власть в Молдове
6 декабря 2020
Интервью с молдавским политтехнологом, директором Центра анализа, исследований и прогнозирования Balkan Center Сергеем Манастырлы.
Многовекторность ведет к революциям на постсоветском пространстве
8 августа 2020
Руководство Беларуси накануне президентских выборов прямо говорит, что оппозиционные активисты готовят в стране «майдан». Лидеры оппозиции даже не спорят.
Майя Санду предложила премьер-министру Молдовы уйти в отставку
4 декабря 2020
Избранный президент Молдовы Майя Санду по телефону предложила премьер-министру республики Иону Кику уйти в отставку вместе с правительством.
Новости партнёров