В Молдове разгорается новый политический кризис. После избрания новым президентом республики Майи Санду поддерживающее действующего президента Игоря Додона парламентское большинство урезало полномочия главы государства, лишив его контроля над Службой информации и безопасности (СиБ). Санду объявила действия парламента неконституционными и призвала людей выходить на улицы. К чему приведет Молдову борьба за власть и как внутриполитическая ситуация повлияет на российско-молдавские отношения, аналитическому порталу RuBaltic.Ru рассказал молдавский политтехнолог, директор Центра анализа, исследований и прогнозирования Balkan Center Сергей МАНАСТЫРЛЫ.
— Г-н Манастырлы, давайте начнем разговор с итогов молдавских выборов. Какие последствия будут иметь избрание Майи Санду президентом?
— Общественность очень много и громко обсуждала, что в последние две недели перед выборами было очевидно, что Додон тянет сам себя вниз и, по всей видимости, проиграет. Что, собственно, и случилось.
После этого победе Санду пытались придать флер сенсации, эволюционности, невероятной победы.
Хотя на самом деле, с моей точки зрения практикующего политтехнолога из Республики Молдова, это не столько Санду победила, сколько Додон проиграл.
И он очень много сделал для этого поражения.
Если говорить о каких-то практических последствиях победы Санду на президентских выборах, об изменениях во внешней политике, то никаких таких последствий победа Санду иметь не может. Потому что Молдова является парламентской республикой, внешняя политика формируется парламентом и реализуется правительством. Президент служит только для раздачи агриментов иностранным послам и выдачи верительных грамот молдавским послам, и все.
— Дело в том, что Санду уже заговорила о досрочных выборах в парламент и отставке правительства…
— Она может много чего говорить, но реальных механизмов для роспуска парламента у нее нет. В Конституции предусмотрены условия его роспуска. Когда, например, парламент не принимает на протяжении трех месяцев ни одного закона, как вариант. Или если парламент не в состоянии на протяжении 45 дней с момента роспуска правительства утвердить новое правительство.
Но у нас ни одной, ни второй ситуации нет. Парламент работает, правительство тоже никто в отставку не отправлял. Правовых оснований для роспуска правительства и назначения досрочных парламентских выборов просто нет.
Очень много последние четыре года так называемые правые проевропейцы критиковали Игоря Додона за то, что он занял пост президента, но при этом фактически ничего не может добиться и ни на что не влияет, а пост занимает просто для галочки.
Они в этом были, конечно же, правы, но ситуация такова, что сейчас Санду ровно в таком же положении, в каком был четыре года назад Додон.
Единственный для нее шанс изменить ситуацию — это сформировать парламентское большинство, лояльное к ней. Это единственный источник власти, который для нее может возникнуть. Но объективных обстоятельств формирования такого большинства в парламенте на данный момент нет, я его не наблюдаю.
Больше того, в парламенте действует лояльное Додону большинство, который хоть и проиграл выборы, но остается председателем правящей партии. Правительство сформировано партией социалистов, и руководство парламентом обеспечивает бывший председатель партии социалистов Зинаида Гречаный.
Таким образом, Додон и социалисты фактически остаются у власти в стране.
Все полномочия, необходимые для осуществления избирательных предвыборных обещаний, у Додона как раз есть. И вот здесь ему стоило бы, конечно, приступить к реализации предвыборных обещаний на самом деле: как тех, что он давал четыре года назад и так и не выполнил, так и тех, которые давал в ходе этой избирательной кампании.
Потому что одним из факторов, способных спровоцировать досрочные парламентские выборы, является вмешательство иностранных послов (посла США в первую очередь), которые могут оказать давление на правительство и убедить его уйти в отставку, например.
Таким образом они могут создать условия и предпосылки для развития ситуации досрочных парламентских выборов.
Но на данный момент Игорь Додон почему-то почивает на лаврах и не предпринимает никаких реальных действий для обеспечения широкой народной поддержки своей партии и самому себе ввиду угрозы досрочных парламентских выборов.
Угроза эта не отменяется, она все равно есть, просто исходит не столько от Санду, сколько от внешнего влияния, внешних факторов.
— Вы сказали, что Додон, если хочет, чтобы социалисты сохранили власть, должен начать выполнять свои предвыборные обещания. О каких обещаниях идет речь?
— Есть целый спектр обещаний, которые давал Игорь Додон еще накануне своего избрания в 2016 году президентом Республики Молдова, плюс тех, которые он давал сейчас. В частности, содействие Гагаузской автономии в принятии трех законопроектов, которые реализуют ее полномочия в рамках Конституции и приводят молдавское законодательство в соответствие с законом 1994 года об особом правовом статусе Гагаузской автономии.
Это очень важный для Гагаузии пакет законов, который обсуждается уже на протяжении восьми лет, если не больше. Он спровоцировал серьезный конфликт в 2011 году между Комратом (административный центр Гагаузии — прим. RuBaltic.Ru) и Кишиневом. Многие политики спекулировали на этой теме, и Додон в том числе. Но при этом реальных действий для разработки правового укрепления этого законопроекта, его внедрения он не сделал ни тогда, когда его фракция в 2014 году в парламенте имела 25 мандатов, ни тогда, когда он сам стал президентом, ни сейчас, когда его фракции имеет 37 мандатов. Никаких подвижек в этом направлении социалистами не было сделано.
Что касается российско-молдавских отношений, безусловно, проблемой является возобновление вещания российских новостных информационных передач, которое было перекрыто в 2018 году, когда Додон уже был президентом.
Он ничего не сделал, чтобы этого не допустить. Вещание было перекрыто, и только сейчас, после поражения на выборах Додон выступил с инициативой о возобновлении этого вещания.
Вопрос о статусе русского языка в Молдове Додон тоже поднял сейчас. Но, что характерно, видно, что соответствующий законопроект был подготовлен в спешке, имеет массу ошибок и во многом даже не столько расширил, сколько сузил сферу применения русского языка в Республике Молдова.
Додон и его команда сейчас выстреливают спешно подготовленными и некачественными законопроектами, которые могут во многом даже навредить положению русскоязычных в Молдове и общественной поддержке самой партии социалистов и Игоря Додона.
Во многом это больше походит на попытку сбросить со счетов проблемные вопросы, а не решить их.
— Как Вы сейчас оцениваете фактор олигарха Влада Плахотнюка в молдавской политике? Можно ли сказать, что после событий прошлого лета Плахотнюк — это вчерашний день?
— Нет, нельзя сказать. Бизнес-активы Плахотнюка в Республике Молдова продолжают работать и приносить ему прибыль. Это общеизвестный факт в том плане, что они практически все задолго до его изгнания были переведены в законное русло. Плахотнюк, скажем так, декриминализировал свои источники дохода. Как следствие, они работают, даже когда он сам преследуется по закону.
Совсем недавно прокуратурой была пресечена попытка одной из его фирм перевести ему на счета в Турции что-то около полумиллиона долларов США.
Плахотнюк при этом спокойно путешествует, общается с молдавскими политиками, с парламентариями. Находясь в статусе разыскиваемого преступника. И он активно влияет на молдавскую политику.
Так что фактор Плахотнюка никуда не делся. Он никуда не делся и в 2019 году, когда он спешно покинул страну и, уже находясь на территории США, оттуда общался и содействовал свержению правительства Майи Санду и формированию коалиции партии социалистов и фактически плахотнюковской Демократической партии Молдовы.
— А с какими молдавскими политиками он сейчас общается? В Молдове, насколько я помню, в общении с Плахотнюком обвиняли всех без исключения.
— А он и общается со всеми без исключения. Кроме, разве что, той же Санду, которая вряд ли может быть ему интересна ввиду того, что у нее нет никаких полномочий.