Председатель партии «Союз Отечества — христианские демократы Литвы» Габриэлюс Ландсбергис предложен на пост министра иностранных дел Литвы. Габриэлюс — достойный продолжатель политической династии Ландсбергисов, представители которой прославились борьбой с российским, польским и еврейским влиянием в Литве, работой на НКВД, КГБ и гестапо и кровавыми провокациями. Не приходится сомневаться: при главе МИД Ландсбергисе литовско-российские отношения окончательно «расцветут» буйным цветом.
История Ландсбергисов — это квинтэссенция истории не одной Литвы, а всех пограничных стран-лимитрофов Восточной Европы. В этой истории есть все: национальное пробуждение, комплекс неполноценности по отношению к большим народам и странам, сочетание ненависти к сильным и готовности под них стелиться, двурушничество, двоемыслие, служба одновременно и нашим, и вашим.
Основателем династии был телеграфист из Москвы Габриэлюс Ландсбергис-Жямкальнис. Типичный представитель так называемых «будителей» — гуманитарной интеллигенции Восточной Европы, которая остро осознала свою национальную идентичность и поставила смыслом жизни просвещение соплеменников, освобождение их от «имперского гнета» и создание национального государства.
В случае Ландсбергиса Первого и Литвы национально-освободительное движение заключалось как в борьбе с политическим господством Российской империи, так и в борьбе с социальной и культурной гегемонией Польши.
Публицистическая деятельность основателя династии сводится к доказательствам, что литовцы — цэ не поляки, Литва — цэ не Польша, и негоже потомкам Миндовга и Ольгерда следовать польским обычаям, учить польский язык и жениться на польках. Их путь в жизни — скинуть с литовцев сапог русского жандарма и польского пана и возродить Великое княжество Литовское.
До воплощения своей мечты Ландсбергис-Жямкальнис не дожил каких-то два года. Литовское государство возродилось в 1918 году на развалинах Российской империи и первые десятилетия своего существования находилось де-факто в состоянии непрерывной войны с Польшей, которую литовские националисты ненавидели даже больше СССР («возродившейся Российской империи») и своих соотечественников-евреев на литовской земле.
И тем, и другим, и третьим новые поколения Ландсбергисов со временем отомстили.
Сын основателя династии, архитектор Витаутас Ландсбергис-Жямкальнис в 1941 году вошел во Временное правительство Литвы, которое было создано агентами немецких спецслужб, рассчитывало на признание литовской государственности из рук нацистской Германии и потому с энтузиазмом принялось осуществлять геноцид евреев Литвы в надежде заслужить одобрение «доброго фюрера» Адольфа Гитлера.
После разгрома «доброго фюрера» Ландсбергис-Жямкальнис бежал в Германию, а оттуда эмигрировал аж в Австралию. Однако в 1959 году вернулся на родину, получил хорошо оплачиваемую должность и личный особняк в Каунасе и умер в почете и уважении как достойный гражданин Литовской ССР.
Как такое стало возможным?
Дело в том, что архитектор Ландсбергис-Жямкальнис был двойным агентом гестапо и НКВД и в конце концов занял сторону победителя. Вернуться в Литву и закрыть глаза на деятельность в годы Великой Отечественной войны архитектору разрешили после того, как он сдал чекистам нацистов-подельников.
Сын двойного агента Ландсбергиса-Жямкальниса в сотрудничестве с «органами» пошел по стопам отца. Преподаватель Вильнюсской консерватории Витаутас Ландсбергис работал на КГБ под агентурной кличкой Dedule — Дядюшка.
Исследователь творчества Микалоюса Чюрлениса беседовал с друзьями из представителей творческой интеллигенции об избавлении Литвы от «совка», а с кураторами в КГБ — о настроениях в рядах творческой интеллигенции. Такой же двойной агент, как папаша, чувствуются семейные традиции. И нашим, и вашим.
Когда началась перестройка, в ЦК КПСС решили создавать общественные движения в ее поддержку. На первом этапе для этой цели были выбраны гуманитарная интеллигенция как «самый передовой» социальный слой советского общества и Прибалтийские республики как «самый передовой» регион СССР. Задача сформировать движения в поддержку перестройки была возложена на республиканские отделения КГБ.
Так и возникли литовский «Саюдис» и «Народные фронты» Латвии и Эстонии. Лидером «Саюдиса» закономерно был сделан агент Dedule, которому вменялось держать «народную» поддержку перестройки под контролем.
Однако события стали развиваться стремительно, Советский Союз затрещал по швам, и «Саюдис» усилиями Витаутаса Ландсбергиса моментально превратился в движение за независимость Литвы от «советских оккупантов», которое увенчалось кровавой провокацией 13 января 1991 года.
Созданная на крови погибших у Вильнюсской телебашни Литва стала воплощением идеала династии Ландсбергисов. Литовское национальное государство, которое страдает патологической русофобией, борется с остатками польского культурного влияния в Польше и оставшимися в стране поляками, делает своими героями тех, кто вместо немцев «очистил» Литву от евреев, и стелется под сильного, которым после распада СССР, разумеется, были признаны Соединенные Штаты Америки.
Витаутас Ландсбергис обоснованно считается в такой Литве «отцом нации».
Возвращение «ландсбергистов» в правительство не поменяет в Литве почти ничего. Литва и 8 лет формального пребывания консерваторов в оппозиции жила по заветам Dedule. Его голосом говорили президенты Даля Грибаускайте и Гитанас Науседа, а глава МИД Линас Линкявичюс напрочь забыл, что он — социал-демократ, и проводил внешнюю политику как верный член СО-ХДЛ.
Тем более мало что изменит приход в МИД самого младшего Ландсбергиса. Главным образом потому, что он из себя ничего не представляет. Габриэлюс зарекомендовал себя пустым местом и как депутат Европарламента, и как председатель «Союза Отечества — христианских демократов Литвы».
Это не помешает сделать внука «отца нации» министром иностранных дел Литвы, а через несколько лет — президентом.
Если сейчас внешняя политика Литвы станет еще более неадекватной, то не из-за личности нового главы МИД, а по конъюнктурным причинам. Во время избирательной кампании «ландсбергисты» доказывали, что их правящие конкуренты ведут себя слишком мягко в отношениях с Россией, Беларусью и даже Латвией. Вот они придут — покажут класс!
Однако принципиально внешнюю политику Литвы могут изменить только тектонические сдвиги в глобальной политике. И эти изменения вполне могут быть в пользу России.
Габриэлюс Ландсбергис, в отличие от дедушки, совсем молодой, от него еще можно дождаться их фирменного семейного фокуса с «переобуванием в прыжке».
Все, что России для этого нужно, это работать и наращивать свою мощь. Чем сильнее будет становиться Россия, тем истеричнее будут скандалить в Вильнюсе… и в конце концов верный заветам рода президент Ландсбергис приползет на брюхе и сам предложит написать соглашение о сотрудничестве.