Сейм Литвы утвердил премьер-министром страны кандидата от правой коалиции Ингриду Шимоните. Новая правящая команда уже успела ославиться планами полностью отказаться от бесплатной государственной медицины и доверить здоровье нации рынку. В условиях, когда вся Литва живет борьбой со второй волной пандемии коронавируса, «ландсбергисты» особо и не скрывают, что будут добивать остатки советской системы здравоохранения, которое в «оккупированной» Литве было подлинно всеобщим и бесплатным.
В коалиционном соглашении, которое заключили составившие парламентское большинство «Союз Отечества — христианские демократы Литвы» (консерваторы), Движение либералов и Партия свободы, внимательные читатели зацепились за следующий пункт. «Обеспечение качества и доступности услуг здравоохранения. Будем создавать удобную для врачей, доступную и качественную систему здравоохранения, предоставляющую услуги по всей стране, устойчивую перед лицом кризисов, в которой не будет дискриминации частных учреждений».
Упоминание правыми партиями частной медицины в контексте ее… дискриминации перепугало многих в Литве.
В этих планах разглядели намерение «ландсбергистов» полностью демонтировать систему государственного здравоохранения и отдать функцию «медицинских услуг населению» частникам.
Близкие консерваторам СМИ и эксперты принялись в ответ популярно доказывать, что бесплатная медицина как таковая в природе отсутствует, и за все в этой жизни, включая саму жизнь, надо платить.
«Такого явления, как бесплатная медицина, нет. Услуги здравоохранения стоят денег. Они стоят дорого, особенно качественные услуги. Надо также помнить, что потребность в них велика, а финансирование недостаточно. Пациенты часто доплачивают "из кармана". Это ненормальная ситуация», — говорит председатель Литовского союза врачей Юргита Сеёнене, попавшая в новый Сейм по спискам «Союза Отечества — христианских демократов Литвы».
«Жители не должны думать, что есть какие-то бесплатные услуги. Нельзя использовать слово "бесплатные": как образование, так и здравоохранение не бесплатны. Каждая услуга должна иметь свою цену. Во время каждого визита пациента должны информировать, сколько стоила оказанная ему услуга и сколько компенсировано», — подтверждает экономист банка Luminor Жигимантас Маурицас.
Литовцев вовсю убеждают в необходимости платить за услуги государственного здравоохранения или идти к частникам: бесплатно, мол, ничего не бывает.
Между тем литовцы старшего поколения прекрасно помнят то время, когда медицина в Литве была всеобщей и бесплатной. Это было в Советском Союзе, который создал литовцам действительно всеохватную и общедоступную систему охраны здоровья, а не рынок медицинских услуг, на котором здоровье надо оплачивать по сдельной цене.
«Ландсбергисты», как и положено махровым антисоветчикам, стали рушить эту созданную «оккупантами» для литовцев систему сразу после развала СССР. Приход к власти левоцентристов (Альгирдас Бразаускас, социал-демократы, «аграрии» Раймундаса Карбаускиса) этот процесс притормаживал, но всякое возвращение в правительство СО-ХДЛ активизировало «оптимизацию» медицины с переводом на рыночные рельсы и превращением здоровья в товар.
Мотивы у консерваторов в первую очередь идеологические, зачастую иррациональные. В ответ на все убеждения, что оставшаяся от Советского Союза система всеобщего здравоохранения — это национальное достояние, подобного которому Литва не создаст уже никогда, следовали душераздирающие рассказы о том, как пьяные советские дантисты без анестезии вырывали литовцам здоровые зубы вместо больных.
Дескать, вот она, цена бесплатной медицины!
Вступать в идеологические споры с тупыми догматиками — заведомо проигрышная затея. Просто зафиксируем факт.
Литовские правые взялись добить то, что осталось от советской медицины, и передать здоровье нации в руки частнику на пике распространения COVID-19 в Литве и под занавес 2020 года, в котором частная страховая медицина «всухую» проиграла системе всеобщего государственного здравоохранения.
Пандемия коронавируса доказала, что выживание людей в эпоху массовых бедствий обеспечивает не рынок, а государство. Спасение дают не маленькие и уютные «медицинские СПА-салоны» с гибкой системой скидок и бонусами постоянным клиентам, а гигантские больничные комплексы с избыточным количеством койкомест.
Главный «лузер» глобальной эпидемии — Соединенные Штаты, которые всегда виделись «ландсбергистам» воплощенным идеалом максимального ухода правительства из социальной сферы и торжества рынка платных медицинских услуг над «совковым» государственным здравоохранением.
Итог работы в США «невидимой руки рынка» — национальная катастрофа.
Страна — неоспоримый мировой лидер по числу заражений COVID-19, по числу смертей от коронавируса, по числу заражений и летальных исходов на сто тысяч жителей. Никто в мире даже близко не может сравниться с американскими антирекордами, американский случай феноменален и беспрецедентен.
СМИ полнятся новостями о том, как «ковидные» трупы лежат в моргах Нью-Йорка с марта, потому что их некогда хоронить, и конца этой жути не видно. Легендарная американская частная медицина с вызовом очевидным образом не справляется.
Напротив, коронавирус практически побежден в странах Восточной Азии с их массовой государственной мобилизацией. Второй волны там вообще нет: новых случаев заражения почти не фиксируется. Можно утешать себя тем, что «китайские коммунисты скрывают», только такая же ситуация в союзных США Японии, Сингапуре и Южной Корее, где, как и в Китае, существует тотальное мобилизационное здравоохранение.
Промежуточная ситуация в бывших социалистических странах и постсоветских республиках. Остатки системы всеобщего здравоохранения там остались, однако изрядно потрепанные десятилетиями рыночной «оптимизации». Их запаса прочности хватило, чтобы встретить первую волну коронавируса более достойно, чем Америка и Старая Европа, но на вторую волну сил уже не осталось.
Литва — характерный пример. Весной остатки советской дисциплины и социалистической медицины позволили странам Балтии выдумать очередную «историю успеха», будто бы они справились с пандемией лучше всех в ЕС. Однако затем резервы исчерпали, границы шенгенской зоны открыли, наступила осень, и… вуаля!
Сегодня весенние пики заболеваемости COVID-19 в Литве превышены в 25 (!) раз, и именно в таком национальном и глобальном контексте новое правительство консерваторов собирается окончательно переводить на рыночные рельсы всеобщую медицину.
По степени маразма и неадекватности это решение даст фору даже ликвидации Игналинской АЭС, которую «ландсбергисты» закрыли на пике экономического кризиса в свое предыдущее пришествие в правительство. Атомная станция, как и государственное здравоохранение, тоже была «наследием оккупации». От одного наследия наследники «Саюдиса» избавились — избавятся и от второго.
Третье «наследие оккупации» — не способные к эмиграции из Литвы пожилые литовцы — отомрет само. Как не вписавшееся в рынок медицинских услуг.