Деньги из так называемого фонда борьбы с коронавирусом и из средств, предназначенных для лечения онкобольных, правительство Украины перекинуло на строительство и ремонт дорог. При этом число инфицированных COVID-19 на Украине ежедневно устанавливает рекорды, в больницах нет мест и лекарств, отменены все плановые операции и профилактические осмотры, в том числе онкобольных, обещанная президентом Владимиром Зеленским «украинская вакцина» оказалась блефом, а другой нет.
И вот в этих условиях из денег, предусмотренных для лаборатории Института рака, попросту украли 105 миллионов гривен (3,1 миллиона евро). Примечательно, что с такой инициативой выступил министр здравоохранения Максим Степанов. И он пытался еще и пошутить: мол, МОЗ в 2020 году использовал только 0,4% этой суммы, и до конца этого года их освоить уже невозможно.
Неужели так хорошо обстоит дело с лечением онкологии в стране, удивились наиболее наивные и неинформированные граждане. И главное — для каких важных и срочных целей понадобились эти средства?
61,5 миллиона будут направлены на «улучшение состояния автомобильных дорог Львовской области», а еще 20 000 гривен — на инвестпроект «Реставрация главного корпуса Львовского университета».
Чуть ранее, в октябре, из учрежденного в апреле фонда борьбы с коронавирусом в размере 66 миллиардов гривен (2 миллиарда евро) также на дорожное строительство перевели 35 миллиардов. Зачем и с какой целью сейчас понадобилось срочно ремонтировать дороги (шутники предположили: чтобы катафалки могли быстрее ездить на кладбища), если в стране полно иных проблем, и в первую очередь — «убитая» медицина?
Кроме того, ведь премьер-«реформатор» Владимир Гройсман уже отчитывался: мол, все дороги страны уже в полном порядке. Хотя, например, начатый при нем (то есть более трех лет назад) ремонт объездной дороги Житомира не только не улучшил ситуацию, а, наоборот, ухудшил — проехать там можно с большим трудом.
По мнению экономического эксперта Украинского института будущего Даниила Монина, сложная зарегулированность бюджетного процесса неспособна нормально реагировать на возникающие вызовы, и поэтому медицина просто не в состоянии освоить новые средства, которые им выделил бюджет.
«По моим прогнозам, бюджет на медицину будет недорасходован в этом году примерно на 20 миллиардов гривен. Видя слабое расходование средств по программам, Кабмин и принимает такие решения. В целом это просто попытка поддержать экономику через увеличение расходов на экономическую деятельность. Такой путь проделал Китай в 2008–2009 в период кризиса. В следующем году расходы на медицину планируются на 30% больше — за счет повышения зарплат медработникам», — прогнозирует Монин.
Хотелось бы в это поверить, хотя украинские медики, работающие с коронавирусными больными, давно обещанных президентом доплат пока так и не дождались.
Когда создавали фонд по борьбе с коронавирусом, уже тогда было понятно, что это уловка: фактически сделали личный фонд премьер-министра, который имеет право самостоятельно решать, куда и на что тратить средства, уточняет президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
«Поэтому нет ничего удивительного в том, что Денис Шмыгаль забирает деньги у медицины и тратит на дороги. Хотя надо признать: в любом случае эти деньги вряд ли помогут украинской медицине.
А строительство дорог — это ведь "откаты" и "заносы". Поэтому с их точки зрения целесообразнее тратить деньги на то, что приносит "доход" — это традиция любой украинской власти.
Тем более что сейчас есть шикарная тема коронавируса, под маской которой можно успешно воровать деньги, пугая тем, что "все умрут"», — поясняет Охрименко.
Эксперт Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин очень неохотно комментирует эту ситуацию. При постоянно растущем числе заболевших за сутки, при абсолютно серьезных заявлениях о развертывании на базе киевского Дворца спорта госпиталя для инфицированных (потому что не хватает мест в больницах), при сообщениях о формировании бригад для мобильных моргов обсуждать нецелевое использование денег ковидного фонда — это, по его мнению, за гранью здравого смысла.
И да, в проекте бюджета-2021 вообще не заложены средства на борьбу с пандемией.
В этой связи вспоминается высказывание заместителя и. о. главы Минздрава Ульяны Супрун («миссис Смерть») Александра Линчевского: «Больные онкологией все умрут, без вариантов. Поэтому их лечение неэффективно».
Что касается технического момента освоения средств из ковидного фонда, то там предусматривались деньги не только на медицинские нужды, но и в значительной степени для компенсации экономических потерь от карантинных мер, уточняет экономист Александр Гаврутенко.
«И если точечные целевые выплаты пострадавшим субъектам хозяйствования или финансовые и налоговые стимулы, которые разрабатывались еще правительством Гончарука, пока реализовывать не удается, то строительство дорог является наиболее оптимальным способом поддержания экономики. И за счет ощутимого мультипликационного эффекта, и в связи с долгосрочной пользой от усовершенствования транспортной инфраструктуры, и, конечно же, из-за существенных PR-дивидендов для власти — ведь эпидемия рано или поздно закончится, а дороги останутся. Хотя нужно признать, что как бы ни подбирали эпитеты к этому "большому строительству", чтобы его еще увеличить, даже текущие ударные темпы — это капля в море от того масштаба потребностей в реконструкции нашего дорожного фонда. Поэтому строить нужно, с ковидом бороться нужно, равно как и необходимо тщательно контролировать эффективность использования каждой копейки бюджетных средств», — заключает Гаврутенко.
Коллективный Запад реализовывает по отношению к нашей стране неоколониальную политику порабощения: на Украине, по их мнению, не должно быть людей, претендующих на социальную помощь, то есть больных и пенсионеров; в этом русле и проводятся все реформы, констатирует экономист Всеволод Степанюк.
«А дорогами будут пользоваться будущие переселенцы из других стран. То, что у медиков забирают и без того недостаточное финансирование, граничит с преступлением против человечности и свидетельствует как раз о том, что при власти на Украине находятся ставленники именно иностранных корпораций.
Как пример — компания Crown Agents, основная специализация которой — управление в колониях Великобритании, активно действует на Украине по предоставлению консалтинговой "помощи" по госзакупкам, реформам и так далее.
Хотя, конечно, коррупции и воровства при Зеленском точно не стало меньше», — заключает Степанюк.
Так чем обусловлено данное «рацпредложение» команды Зеленского по неотложному дорожному строительству? Это продолжение «медицинской реформы» американской санитарки Супрун по уменьшению численности населения, в рамках которой, например, были закрыты все тубдиспансеры, а больных с таким диагнозом теперь «лечат» с помощью дистанционного анкетирования? Или просто тупое желание раздербанить бюджетные средства наиболее легким способом?
Сдается, что здесь действует принцип «два в одном».