Премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш заявил, что Россия остается проблемой и угрозой для Латвии, и напомнил союзникам по НАТО, что латышей нужно защищать от «агрессивного» восточного соседа. Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг, выступая на том же мероприятии, что и Кариньш, ответил, что Россия — сосед, с которым необходимо поддерживать диалог. Эти слова не означают, что русофобия сейчас не востребована Североатлантическим альянсом — они означают, что в НАТО не востребованы страны Балтии в качестве ее носителей.
«Россия все еще является большой проблемой. То, что мы видим в России — это что они не проявляют инициативы меняться», — сказал премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш. По словам Кариньша, «это не односторонняя проблема, нужно учитывать множество факторов — ЕС, США и НАТО прекрасно сотрудничают, имея возможность противостоять России и Китаю, а также противостоять несправедливости во всех точках мира».
Заявления Кариньша прозвучали на очередной Рижской конференции по безопасности. Это такая «Мюнхенская конференция для бедных», посвященная преимущественно проблемам безопасности стран Прибалтики.
На Рижской конференции Литва, Латвия и Эстония доказывают западным союзникам, что проблема у их безопасности только одна — Россия, и потому НАТО должно более активно инвестировать в их защиту от «русской угрозы».
Нынешняя Рижская конференция была по счету пятнадцатой, юбилейной, организаторам удалось вытащить на нее генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга и председателя Еврокомиссии Урсулу фон дер Ляйен. «Заманухой» мероприятия для политиков и СМИ стала «народный лидер» Беларуси Светлана Тихановская, но, разумеется, главным для прибалтов было донести свою позицию, что большие и сильные союзники по НАТО должны их холить и защищать.
Реакция со стороны НАТО оказалась несколько неожиданной.
Генеральный секретарь Североатлантического альянса Йенс Столтенберг ответил Кариньшу и прочим, что Россия, конечно, это вызов для НАТО, но в то же время — его крупнейший сосед, с которым необходим диалог.
«К сожалению, пандемия не изменила того факта, что мы все еще сталкиваемся со многими вызовами. Агрессивные и военные действия России не ослабевают. На протяжении многих лет мы наблюдаем тревожную модель поведения России. В то же время она остается нашим крупнейшим соседом, и это никуда не денется. Поэтому мы поддерживаем диалог с Россией, чтобы избежать инцидентов, происшествий и просчетов», — сказал Столтенберг.
В Прибалтике, где это заявление прозвучало, существительное «сосед» по отношению к России применяется местными властями только вместе с прилагательным «агрессивный». Говорить, что с Россией нужен диалог, потому что она — сосед, может только «пятая колонна». «Агенты Кремля» на спецзадании по подрыву балтийской бдительности.
Тем более это относится к диалогу в области безопасности, «чтобы избежать инцидентов, происшествий и просчетов». Ведь страны Балтии несколько лет назад отказались от такого диалога, когда не поддержали инициативу президента Финляндии Саули Ниинисте, предложившему НАТО и России заключить соглашение о полетах военной авиации над Балтийским морем только с включенными транспондерами, чтобы избежать случайного столкновения в воздухе.
Позиция Прибалтики была такова, что любое соглашение с Россией — это уже поражение НАТО, потому что с Кремлем надо договариваться, а не давить на него, еще больше усиливая военный плацдарм в странах Балтии. Литва, Латвия и Эстония якобы больше всего боятся военного столкновения в регионе Балтийского моря. Но еще больше они боятся, что главные страны НАТО будут вести диалог с Россией.
Так что генсек Североатлантического альянса своим выступлением на Рижской конференции подрезал русофобии Прибалтики крылья.
Главный вопрос, собственно, с чего вдруг? Разве русофобия Прибалтики перестала быть актуальной? Разве на Западе становится востребованным конструктивное, доброжелательное отношение к России?
Самая большая страна мира для блока НАТО по-прежнему конституирующий Другой. Чем больше у западного истеблишмента становится внутренних трудностей, тем более востребованным становится образ врага в лице нависающего над Европой необъятного, страшного, холодного «мордора».
Между тем трудностей рекордно много, и в будущем их станет все больше. Уходящий 2020 год будет аукаться западным лидерам на выборах, референдумах и улицах больших городов еще много лет. Инструменты манипулирования массовым сознанием востребованы как никогда, а русофобия — один из таких инструментов.
Однако это инструмент для внутреннего пользования, связанный с решением внутриполитических задач, поэтому претензии Прибалтики на повышенное внимание к себе в связи с непреходящей «русской угрозой» никак не согласуются с новейшей западной русофобией.
Население можно запугать рассказами о кровавой российской разведке ГРУ, которая ходит по немецким улицам и разливает по британским пабам «Новичок». Провал системных партий на выборах можно объяснить русскими хакерами. Обилие критики в адрес власти в социальных сетях можно связать с российскими «ботофермами».
Но как инструментализировать для решения своих политических задач мифическую «русскую угрозу» странам Прибалтики? Отвлечь обывателя от внутренних проблем, напугав его тем, что Путин оккупирует страны Балтии? Обыватель не напугается. Путин же не нас оккупирует — пусть страны Балтии и боятся.
Сказать обывателю, что за страны Балтии придется с Путиным воевать? Обыватель, может, и испугается, но одновременно разозлится и проголосует на выборах за кандидата, который пообещает, что за Литву — или Латвию, или как там эта страна правильно называется — обывателю с Путиным воевать не придется.
Запад давно приспособил восточноевропейскую русофобию для внутренних целей, а проблемами Прибалтики должна заниматься сама Прибалтика.
Поэтому балтийским странам нечего радоваться, что градус антироссийской истерии в крупнейших странах НАТО приближается к их местному, прибалтийскому. Как говорила девочка Нюра из рассказа великого детского писателя Корнея Чуковского: «Я не тебе плачу, а тете Симе».