Крупнейшие страны НАТО спешат поздравить Джо Байдена с избранием на пост президента США, чтобы обессмыслить попытки действующего президента Дональда Трампа оспорить его победу. Для Германии, Франции, Канады Байден, безусловно, более предпочтительный хозяин Белого дома. Особняком стоит Польша, в адрес которой Байден допустил несколько оскорбительных выпадов. После прихода в Белый дом демократической администрации вероятность смены власти в Польше существенно возрастает.
Президентские выборы в США 2016 года воспринимались в Польше как выбор между Сциллой и Харибдой. Эксцентричный миллиардер Дональд Трамп пугал Варшаву нескрываемой симпатией к России и обещаниями поладить с Путиным. Хуже того: заявлял, что НАТО — бесполезная организация, США должны заботиться о собственной безопасности, а союзники пусть сами себя защищают.
Однако кандидат от демократов Хиллари Клинтон тоже не считалась привлекательной альтернативой. Администрация Барака Обамы выражала откровенное недовольство Польшей после прихода там к власти в конце 2015 года партии «Право и справедливость». Демократы заявляли об авторитарных тенденциях на Висле, осуждали правительство «ПиС» за подчинение себе Конституционного суда и государственного ТВ, возмущались попыткам полного запрета абортов.
Все говорило о том, что как только демократы разберутся с выборами у себя дома, жесткая президент Хиллари возьмется за Польшу всерьез.
Внезапная победа Трампа в итоге оказалась для Польши такой удачей, на какую и не надеялись польские власти. Внутриполитическая грызня и обвинения в работе на Кремль не позволили Трампу «поладить» с Россией. Наоборот, президент США был вынужден вести себя все более жестко и вводить новые санкции, чтобы доказать демократам, что он — не «путинский щенок».
Нелюбовь Трампа к НАТО и Евросоюзу обернулось вящей выгодой для Польши. 45-й президент США принялся выбивать из богатой Германии деньги за десятилетия бесплатной военной защиты. Речь Посполитая оказалась востребованной в Вашингтоне не только для «сдерживания» России, но и для давления на Германию.
Политический расклад для «Права и справедливости» — просто мечта.
Противостоять одновременно двум извечным врагам польских «патриотов» — русским и немцам — и получать за это американское содействие потугам сделать Польшу новым лидером Европы.
Вдобавок ко всему Трампу было откровенно плевать на то, что там происходит в чужой стране, если эта страна — «хороший союзник» для США. Берлин, Париж и прочие могли брезгливо морщиться на консервативную политику «ПиС», неприятие мигрантов, разговоры о христианских истоках и семейных ценностях — администрация Трампа разве что «Закон о Холокосте» заставила Варшаву пересмотреть, а до прочего ей не было дела. Растущий идеологический разлом между Польшей и Западной Европой трампистам был даже выгоден.
Так что понятно, почему в Варшаве сейчас не спешат открывать шампанское вместе с Ангелой Меркель, а избрание Байдена воспринимается как повод серьезно задуматься.
В США победили идейные противники польского руководства, а избранный президент Байден во время предвыборной кампании не единожды унижал Польшу.
«НАТО находится на грани разрыва, потому что союзники сомневаются, действительно ли мы там находимся. Вы видите, что происходит: от Беларуси до Польши и Венгрии — подъем тоталитарных режимов! Действующий президент поддерживает всех бандитов в мире. Он посылает любовные письма корейскому диктатору и не может ни в чем упрекнуть Путина», — заявил Байден за пару недель до выборов.
Называть Польшу страной с тоталитарным режимом?! Ставить правительство самого верного союзника США в один ряд с Лукашенко?! Заявлять, что Трамп поддерживает в Польше бандитов?! Сказать, что Варшава пришла в ужас от заявления Байдена, это не сказать ничего.
Между тем удивляться тут нечему. «Сонный Джо», вероятно, давно забыл, что есть такая страна — Польша, и уж точно не следит за тем, что в ней происходит. Зато партком Демократической партии, который пишет Байдену речи для зачитывания с суфлера, все видит и помнит.
С 2016 года отношение демократов к команде Ярослава Качиньского стало еще четче и определеннее, потому что за годы пребывания у власти партия «Право и справедливость» проявила себя в полной мере.
Отказ принимать мигрантов с Ближнего Востока на том основании, что Польша — католическая страна, сравнение ЛГБТ с тоталитарной идеологией страшнее коммунизма, которое послужило президенту Анджею Дуды финальным аккордом для переизбрания на второй срок, неприятие западных веганов, феминисток и даже (о, ужас!) движения Black Lives Matter с пассажами о том, что Западный мир загнивает и поляки должны помочь ему вернуться к христианским корням, — все это в сумме и дало вердикт, что в Польше установлен тоталитарный режим.
Странно, что фашистским до сих пор его не назвали. Впрочем, команда из леваков и профессиональных борцов за либеральные ценности «сонному Джо» подбирается такая, что он и про польский фашизм с суфлера еще зачитает.
Ситуация для правящей команды в Варшаве не была бы такой тревожной, не совпади по времени американские выборы с рекордными по массовости беспорядками против очередной попытки «ПиС» запретить в Польше аборты.
Польский «майдан» был структурирован так же, как победа Джо Байдена на выборах в США. Его организовали крайние леваки — феминистки и ЛГБТ-активисты, присоединилась к протесту оспаривающая власть у «ПиС» либеральная «Гражданская коалиция», а массовость обеспечивал образованный городской средний класс. Нечего и говорить, что единомышленники США безоговорочно поддерживают «женскую забастовку» полек, а попытку лишить женщину права сделать аборт воспринимают как средневековую дикость.
К моменту выборов в Америке польский протест уже шел на спад. «ПиС» в который раз сдали назад, отозвали антиабортное законодательство и шли к тому, чтобы «потушить» кризис.
Однако приход в Белый дом демократов грозит повернуть дело вспять: сторонников Качиньского могут досрочно лишить власти в Польше.
Дело не только в идеологической непримиримости демократов. Оппозиционная «Гражданская коалиция» традиционно близка именно к Демократической партии США. Имеет с ее представителями разветвленные связи. Вдобавок это отчетливо прогерманская партия.
Так что пока в Белом доме был Трамп, его антагонизм по отношению к демократам и Меркель давал «Праву и справедливости» двойную защиту. Теперь призывы польских протестующих «убираться», обращенные к Анджею Дуде и Ярославу Качиньскому, могут быть поддержаны в Вашингтоне.
Польша Качиньского с ее уникальной для Европы XXI века программой для либеральных глобалистов Запада — это такой же исторический сбой, как путинская Россия, и, разобравшись со своим внутренним сбоем по имени Дональд Трамп, они возьмутся за них.
И здесь проявляется главное отличие путинской России от Польши Качиньского. У России есть реальный суверенитет, независимое от посольства США руководство и гиперзвуковое оружие. А Польша усилиями своего руководства — зависимая и беззащитная от США страна.