Солецкий районный суд Новгородской области назвал геноцидом убийства мирных жителей нацистами во время Великой Отечественной войны. Речь идет о событиях 1942 года в деревне Жестяная Горка, где офицеры вермахта и их латышские пособники уничтожили не менее 2 600 человек. Эксперты размышляют, как это решение отразится на российско-германских отношениях, но мало кто вспоминает, что Следственный комитет России возбуждал уголовное дело по факту геноцида с прицелом на карателей — выходцев из Латвийской ССР.
Зверства нацистов в Новгородской области не только хорошо изучены историками, но и получили юридическую оценку советских правоохранительных органов.
«В ямах-могилах у деревни Жестяная Горка зарыто не менее 2 600 трупов и в ямах-могилах у деревни Черная — не менее 1 100, — читаем в одном из актов Чрезвычайной государственной комиссии за 1947 год. — Смерть граждан в количестве трех тысяч семисот человек, трупы которых обнаружены в ямах-могилах около деревни Жестяная Горка и деревни Черная, — насильственная. Она последовала от полученных ими тяжких телесных повреждений — сквозных огнестрельных пулевых ранений головы, шеи, груди, повреждений головы тупыми тяжелыми предметами и острым режущим и рубящим оружием, а также от переломов реберных дуг, часто множественных, причиненных какими-то тупыми предметами».
В том же 1947 году состоялся открытый процесс над немецкими офицерами, которые расправлялись с жителями новгородских деревень. На скамье подсудимых оказалось 19 человек. От виселицы их спас указ Президиума Верховного Совета СССР «Об отмене смертной казни».
Казалось бы, на этом можно поставить точку.
Но спустя несколько десятилетий дело получило неожиданный поворот.
В мае 2019 года российские поисковики обнаружили в районе Жестяной Горки доселе неизвестное захоронение с останками 42 человек. Все они оказались жертвами нацистских карательных операций. Пока поисковый отряд продолжал работать, Следственный комитет Российской Федерации возбудил уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьей 357 УК РФ — геноцид.
Как известно, ни в СССР, ни в Российской Федерации нацистов никогда не признавали виновными в геноциде советского народа. Хотя основания для этого были, что и отмечают в Следственном комитете: «Приговором Нюрнбергского трибунала установлено, что в Советском Союзе подобные преступления являлись частью генерального плана "Ост", которым предусматривалось массовое уничтожение славян, евреев, цыган и людей других национальностей».
То есть действия гитлеровцев в отношении советских граждан подпадают под определение термина «геноцид»: полное или частичное уничтожение какой-либо расовой, этнической или религиозной группы.
Общее количество потерь СССР в Великой Отечественной войне идет на десятки миллионов, причем мирных граждан и военнопленных погибло больше, чем непосредственных участников боевых действий. Что это, если не геноцид?
По представлению СК РФ Солецкий районный суд впервые в поствоенной истории России назвал вещи своими именами. Его решение привлекло внимание зарубежной общественности. Депутат Бундестага, официальный представитель фракции «Левые» по внешнеполитическим вопросам Александер Ной обращает внимание на то, что расправа над жителями деревни Жестяная Горка была признана геноцидом в то время, когда германо-российские отношения складываются, мягко говоря, не лучшим образом.
«Политики в Берлине в последние годы часто сталкиваются с требованиями о репарациях со стороны Польши... Но это бремя будет ничтожным по сравнению с требованиями, которые Москва может предъявить Берлину. В конце концов, Советский Союз принял на себя основную тяжесть освобождения от немецкого фашизма с более чем 27 миллионами погибших», — напоминает Ной.
Какими будут политические и правовые последствия решения Солецкого районного суда?
Говорить об этом пока преждевременно, но обеспокоенность депутатов Бундестага должны разделять как минимум еще в одном месте — в латвийском Сейме.
Дело в том, что в состав так называемой «тайлькоманды», которая орудовала в районе Жестяной Горки, входили выходцы из Прибалтийских республик. Именно они по поручению нацистов выполняли самую грязную работу.
«Задачу по очищению этой территории от "нежелательного национального элемента" офицеры вермахта возложили на карательные отряды, находящиеся при военных комендантах. Все они были сформированы из жителей Эстонии и Латвии.
Руководство Третьего рейха обещало включить новгородские и псковские земли в состав "Великой Эстонии" и "Великой Латвии".
Это служило одним из предлогов использования карателей из Прибалтики против мирного населения.
Эстонцам и латышам, "вставшим на борьбу с большевизмом", были обещаны значительные земельные владения на северо-западе России», — утверждает доктор исторических наук, профессор Новгородского университета Борис Ковалев.
Многим членам «тайлькоманды» после войны удалось получить прибежище на Западе. Сообщая об открытии уголовного дела по факту геноцида советских граждан, СК обратил на это особое внимание: «В состав группы входили 33 карателя — выходцы из Латвийской ССР, которые не были преданы суду и скрылись на территории США, Канады и ФРГ».
Примечательно, что спустя три месяца после возбуждения уголовного дела Управление ФСБ по Новгородской области обнародовало список карателей, причастных к геноциду мирного населения в Жестяной Горке.
Среди них 19 уроженцев или жителей Латвийской ССР.
«Посмотрите кадры из Латвии, Эстонии, где счастливые люди преклонных лет, пышущие жизнью, с нацистскими флагами и в нацистской форме бегают вокруг площади и отдают нацистские приветствия. Почему бы кому-то из них не оказаться тем, кто действовал в Жестяной горке», — предположил глава отдела по расследованию особо важных дел СУ СКР по Новгородской области Сергея Килессо.
Уже в этом году фонд «Историческая память» и Фонд поддержки и развития еврейской культуры подготовили доклад о ветеранах латышского легиона СС, которые до сих пор живут в США, Великобритании, Канаде, Бразилии, Австралии, Аргентине и самой Латвии. Американцы заинтересовались этой информацией.
«Если российские власти подозревают причастность к преступлениям нацистов любого из жителей США, Министерство юстиции уже продемонстрировало, что воспринимает такие подозрения очень серьезно и будет их расследовать должным образом. Российские власти должны воспользоваться официальными межправительственными каналами», — заявил представитель Минюста США Питер Карр.
Наконец, уже после вынесения вердикта Солецким районным судом глава комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Гаврилов намекнул на возможность преследования не только конкретных военных преступников, но и их «адвокатов».
«Должны быть названы виновные в преступлениях, признан факт геноцида, определен статус жертв, приняты политические и уголовные меры в отношении политических сил, которые заявляют, что они являются наследниками оккупантов, осуществивших геноцид», — сказал он.
Нетрудно догадаться, о каких политических силах идет речь. Героизацией нацистских палачей целенаправленно занимаются власти Литвы, Латвии и Эстонии.
Научный директор Российского военно-исторического общества (РВИО) Михаил Мягков полагает, что СССР не настаивал на признании геноцида советского народа по политическим мотивам: «Возможно, в Советском Союзе считали, что не стоит поднимать этот вопрос, поскольку в этом (массовых убийствах мирного населения — прим. RuBaltic.Ru) участвовали представители союзных республик».
За последние тридцать лет ситуация кардинально изменилась.
Теперь Москва заинтересована в том, чтобы назвать вещи своими именами и доказать причастность выходцев из Прибалтики к геноциду советского народа.
Первый шаг в этом направлении наконец сделан.
Вам также может быть интересно:
Спецпроект RuBaltic.Ru: Тропой пособников Гитлера
Спецпроект RuBaltic.Ru: Прибалтика в годы Великой Отечественной войны