Польша и США заключили соглашение о сотрудничестве в сфере атомной энергетики, в соответствии с которым американцы построят в Польше несколько атомных электростанций. Ядерная программа Польши чревата серьезными рисками, главный из которых — риск крупного конфликта между США и ведущими странами Западной Европы, которые не приемлют внешнего присутствия в атомной энергетике Евросоюза.
Отсутствие у Польши национальной атомной энергетики считается Варшавой признаком стратегической слабости, а строительство собственных АЭС — приоритетной задачей долгосрочного развития страны.
Вопроса, с кем из ядерных держав сотрудничать для реализации ядерной программы, для польских властей никогда не существовало. Приоритетным стратегическим партнером по умолчанию считались США, и ныне правящая команда партии «Право и справедливость» приложила недюжинные усилия, чтобы заключить с Вашингтоном «большую сделку» в атомной отрасли.
На встречах президента Польши Анджея Дуды с американским коллегой Дональдом Трампом неизменно поднималась тема строительства в Польше американских АЭС. Причем поднималась по инициативе польской стороны.
Наконец лоббистские усилия польского руководства принесли результат.
Варшава и Вашингтон подписали соглашение о сотрудничестве в ядерной энергетике, которое предполагает строительство в Польше шести атомных реакторов.
«Это следующий шаг в рамках нашего исторического партнерства с Польшей. Мы привержены работе с нашими союзниками по всему миру, чтобы помочь им с их энергетической безопасностью, энергетической независимостью, с развитием альтернативных источников энергии, с обеспечением конкуренции на их энергетических рынках. А в случае с Польшей мы помогаем снизить ее энергетическую зависимость от России», — рассказал министр энергетики США Дэн Бруйетт.
Проект нуклеаризации Польши рассчитан на 30 лет — столько будет действовать заключенное соглашение. Атомные энергоблоки должны быть построены на протяжении следующих 20 лет. Первую польскую АЭС планируется запустить в эксплуатацию в 2033 году. Американские услуги при строительстве атомных станций обойдутся Варшаве в 18 миллиардов евро.
На этом месте у энергоэкспертов, экономистов и обычных поляков возникает закономерный вопрос: хватит ли Польше денег на дорогостоящую атомную программу? Большие инфраструктурные проекты в Европе реализуются с привлечением софинансирования из структурных фондов ЕС. Новейшая автодорожная инфраструктура той же Польши вся отстроена на европейские гранты.
На строительство атомных станций Варшава, скорее всего, тоже попросит финансовой помощи у Евросоюза.
Однако в этом случае очень высока вероятность, что Брюссель даст полякам от ворот поворот.
Дело не только в сокращении бюджета ЕС из-за Брексита, экономического кризиса и необходимости помогать наиболее пострадавшим от пандемии коронавируса странам сообщества. Не только в натянутых отношениях нынешнего польского правительства с евробюрократией и странами — основателями Евросоюза. Дело еще и в том, что Брюссель не станет выделять европейские деньги на неевропейский проект.
Бюджет ЕС формируют взносы стран — доноров Евросоюза, и предполагается, что инфраструктурные проекты ЕС должны осуществляться в их интересах. Если Литве из структурных фондов выделяют средства на строительство дорог, то дороги должны строить немецкие фирмы. Если Польша просит европейское финансирование на свою атомную программу, то строить полякам АЭС должны французские атомщики.
Сценарий, при котором европейские деньги уйдут на сторону, американцам, для ЕС неприемлем. Сами американцы, в свою очередь, тут никакой проблемы не увидят: они ведь не упускают ни одной возможности напомнить Западной Европе, что у нее непогашенный долг за десятилетия военной защиты Соединенными Штатами от русских. Для Польши попытка Брюсселя воспрепятствовать появлению у нее атомной энергетики станет сигналом о том, что Германия, Франция и прочие «старые европейцы» хотят лишить ее стратегической перспективы и законсервировать в статусе «заднего двора» Европы.
Проект нуклеаризации Польши грозит крупным конфликтом США и ЕС, для которого строительство американцами польских АЭС станет покушением на его территорию.
Атомная энергетика — значимый маркер стратегического присутствия в регионе внешних по отношению к нему великих держав. По этой причине Евросоюз после большого расширения 2004–2007 добивался закрытия атомных станций в странах «Новой Европы», которые при социализме строил Советский Союз и мог обслуживать только «Росатом».
Масштабная атомная программа, реализованная Соединенными Штатами на территории Польши, станет для европейцев стратегическим вызовом. Даже если Варшава не будет просить на американские ядерные реакторы европейское финансирование, в этом проекте все равно есть конфликтный потенциал, сопоставимый с борьбой США против «Северного потока — 2» и попытками навязать европейцам американский сжиженный газ.
В польском случае речь тоже идет о присутствии в стратегически важной отрасли экономики и о больших деньгах на европейском энергетическом рынке.
Аргумент, что все участники вероятного конфликта — союзники по НАТО и часть «коллективного Запада», не работает. В экономическом плане ЕС — конкурент США. Президент Трамп этот факт неоднократно подчеркивал.
Если Польша запустит 6 атомных реакторов, обеспечит дешевой энергией себя и сможет поставлять ее на единый энергетический рынок ЕС, несложно представить реакцию французского атомного лобби в Брюсселе. Скандалы Литвы из-за Белорусской АЭС на фоне «высоких отношений» Польши, США и Евросоюза покажутся детским лепетом.