Глава МИД Канады по итогам поездки в Литву обещал, что в Прибалтике будет все больше Канады. В Вильнюсе Франсуа-Филипп Шампань договорился с главами внешнеполитических ведомств стран Балтии совместно поддерживать белорусскую оппозицию. Учитывая специфику Канады, это означает, что Запад будет создавать в Прибалтике плацдарм для самой радикальной и русофобской версии белорусского национализма, которая прямо наследует белорусским пособникам Адольфа Гитлера.
На поездку в Прибалтику министра иностранных дел Канады мало кто обратил внимание. Напрасно.
Вояж в регион главного дипломата этой далекой страны за Атлантическим океаном дает представление о том, как западный блок рассчитывает использовать прибалтийский плацдарм для работы по Беларуси.
В Вильнюсе Франсуа-Филиппу Шампаню устроили встречу со Светланой Тихановской — «народным лидером Беларуси», как ее называет руководство Литвы. Беларусь стала одной из главных тем разговора главы канадского МИД с коллегами из Литвы, Латвии и Эстонии.
По итогам этих переговоров Франсуа-Филипп Шампань заявил, что «в дальнейшем вы будете видеть все больше и больше Канады в странах Балтии». Министры иностранных дел Канады и Прибалтийских республик решили встречаться ежегодно и вместе поддерживать «независимое гражданское общество» Беларуси и Координационный совет оппозиции.
Следовательно, Запад будет делать ставку на поддержку из Прибалтики самых экстремистских течений в белорусской оппозиции, действующих на основании радикального русофобского национализма.
Такой вывод логически следует из привлечения к «белорусской теме» Канады. Традиционный интерес этой относительно небольшой по населению и территориально отдаленной страны к Восточной Европе вызван совершенно особенными причинами.
На внешнюю политику Канады оказывают большое влияние многочисленные восточно-европейские диаспоры. В 37-миллионной стране проживает около полутора миллионов выходцев с Украины, более миллиона — из Польши, 60 тысяч — из Беларуси. По количеству этнических украинцев Канада — четвертая страна в мире после собственно Украины, России и Польши.
Восточноевропейские общины начали формироваться в Америке еще в XIX веке, а после Второй мировой войны за океан ринулись нацистские преступники и их пособники в оккупированных странах Европы. Канада приняла особенно много нацистских коллаборантов, и со временем недобитки стали задавать тон в своих диаспорах и влиять на политический курс Оттавы.
Поэтому Канада традиционно близка к наиболее ультраправым, экстремистским силам в Восточной Европе, заточенным на антисоветизм и русофобию, живущим с жаждой реванша за поражение «доброго фюрера» Адольфа Гитлера.
Работа Оттавы по Беларуси будет формироваться с учетом этого фактора. Белорусская послевоенная эмиграция в Америку, хоть она и была невеликой (в силу малочисленности белорусского коллаборационизма), ничем принципиально не отличается от бегства тысяч украинских бандеровцев. Бывшие белорусские полицаи тоже сотрудничали со спецслужбами стран пребывания на фронтах холодной войны, тоже развивали антисоветскую идеологию, формировали и укрепляли на ее основе свои организации.
Самая известная из таких организаций — Рада БНР (Белорусской народной республики), которую наиболее «отмороженные» белорусские политэмигранты считают единственным легитимным белорусским правительством.
Среди «министров» Рады БНР были такие яркие личности, как, например, Борис Рогуля — командир новогрудского отдела сформированной гитлеровцами «Белорусской народной самопомощи», после войны бежавший в Канаду и привлекавшийся ЦРУ для совершения диверсий на территории СССР. Ныне Раду БНР также возглавляет гражданка Канады — Ивонка Сурвилла, которую до восхождения на западном политическом небосклоне звезды Светланы Тихановской национал-радикалы называли подлинным лидером Беларуси.
Так что, если в странах Балтии с каждым годом будет все больше Канады, и эта Канада будет заточена в своей региональной активности на Беларусь, понятно, чем это грозит Беларуси. Всплеском национал-экстремизма, укреплением в приграничье Минска платформы для деятельности ультраправых и импортом на белорусскую территорию межнациональной ненависти с перспективой разжигания в Беларуси гражданской войны.
Прибалтика превращается Западом в плацдарм для систематического расшатывания и дестабилизации ситуации в Беларуси с помощью радикальных националистов.
Конечно, это не новая ситуация. Работа с самыми оголтелыми «змагарами» не одно десятилетие была специализацией Литвы на белорусском направлении. Главные страны НАТО в последние годы действовали не в пример тоньше и изящнее.
Однако после событий весны-лета этого года их тактика работы с Минском если не рухнула вовсе, то была поставлена на бессрочную паузу. Цель — смена власти в Беларуси и отрыв ее от России — остается неизменной, но концепция в очередной раз меняется.
Радикальный прибалтийский подход с воздействием на Минск через радикальных националистов снова становится актуальным.
Для Минска же таковым делается вопрос дальнейшего взаимодействия с Прибалтикой, от которой теперь будет исходить еще больше угроз гражданскому миру и согласию в Беларуси.