Скандальное интервью лидера эстонских ультраправых Марта Хельме русской редакции немецкого Deutche Welle поставило Эстонию на грань правительственного кризиса. При этом никто не обращает внимания на вторую сторону скандала — русскоязычную Deutche Welle. Государственное СМИ Германии не только берет интервью у деятеля, единомышленники которого значатся в «черных списках» системных немецких изданий как неприкрытые фашисты, но и продвигает это интервью на русскоязычную аудиторию. Зачем? Чтобы заинтересовать Кремль таким «перспективным» союзником, как Март Хельме.
Из получасовой беседы министра внутренних дел Эстонии с автором Deutche Welle эстонские политики зацепились за фрагмент о сексуальных меньшинствах, в котором Март Хельме предлагает последним плыть в Швецию, если им не нравится, как к ним относятся в Эстонии. Гордящиеся своей «прогрессивностью» и скандинавской идентичностью эстонские политики поспешили подвергнуть скандалиста обструкции.
К уходу Хельме с поста главы МВД и отказу от сотрудничества с его Консервативной народной партией (EKRE) призывает президент Эстонии Керсти Кальюлайд.
Она заявила, что уже встречалась по поводу Хельме с премьер-министром Эстонии Юри Ратасом и обсуждала с ними увольнение министра внутренних дел.
На этом фоне как-то затерялись другие высказывания Марта Хельме, между тем в том знаменитом интервью он наговорил еще много интересного. По его мнению, Путин может быть врагом, а может быть другом. Санкции против России неэффективны, потому что не делают ее демократической страной.
Евросоюз не должен превратиться в империю. Наплыв украинских иммигрантов угрожает безопасности Эстонии. Страны Балтии — европейская провинция, но Путину важно, чтобы Прибалтика как часть НАТО не была опасностью для России.
Большинство этих тезисов является или кажется пророссийскими. И здесь ключевой вопрос не в том, что Март Хельме все это озвучил. Он такое говорил и раньше — его неконвенциональные для Прибалтики взгляды специалистам по региону известны. Ключевой вопрос в том, что Deutche Welle на него вышла и попросила поговорить.
Речь идет о государственном СМИ Германии, которая пафосно провозглашает, что выстроила всю свою послевоенную идентичность на антинацизме, и демонстрирует крайнее неприятие европейских правых популистов, типичным образцом которых является эстонская EKRE Марта Хельме.
Впрочем, двойные стандарты Берлина по этому вопросу хорошо известны. В самой ФРГ умеренно-правая по прибалтийским меркам «Альтернатива для Германии» без обиняков объявляется фашистами, в соседней Польше правоконсервативная партия «Право и справедливость» клеймится мракобесами и позором европейской интеграции, однако на постсоветском пространстве «моральный лидер» Европы проявляет поразительную слепоту.
На Украине, как известно, «фашизма нет». Устроенный силами ультраправых боевиков государственный переворот в Киеве для Берлина был «революцией достоинства». В Беларуси немецкие фонды традиционно поддерживали националистическую оппозицию президенту Александру Лукашенко, не обращая внимания на программу «змагаров».
То же и в Прибалтике, где Берлин в упор не видит факельных шествий латышских националистов и слетов ветеранов Эстонской дивизии СС на холмах Синимяэ. Не могут же у стран, которых взяли в Евросоюз и в которых, по идее, наступил конец истории, быть проблемы с реабилитацией нацизма.
Интервью Deutche Welle с Мартом Хельме — из той же серии. В самой Германии единомышленники министра внутренних дел Эстонии входят в «черные списки» системных немецких СМИ, но на русскоязычную аудиторию государственная Deutche Welle лидера EKRE активно продвигает.
Зачем?
Для того, чтобы подсунуть Кремлю токсичного «союзника» России в Прибалтике.
Хельме ведь в самом деле говорит много комплиментарного российскому видению ситуации в мире. Или такого, что кажется комплиментарным. Возможно, кому-то на Западе пришло в голову, что влиятельный эстонский политик, который признает опасения России по поводу размещения НАТО в Прибалтике и демонстрирует неприязнь к украинцам, — отличная приманка для Москвы.
Суть операции проста, как все гениальное. Кремль должен всерьез заинтересоваться демонстрирующим с ним идейную близость политиком и пойти на сотрудничество с EKRE, чтобы заявить потом, что даже в насквозь антироссийской Прибалтике есть системные политические силы, которые идут на диалог с Москвой и соглашаются со многими ее действиями на международной арене.
На выходе должна получиться дискредитация внешней политики России в целом и в отношении к странам Балтии в частности.
Та же Deutche Welle с удовольствием будет тыкать Москву носом в дружбу с Мартом Хельме и говорить: вы указываете на дискриминацию русских в Прибалтике и при этом сотрудничаете с партией, которая добивается официального запрета принимать этнических русских и «полукровок» с русской кровью на государственную службу в Эстонии?
Кричите о распространении на Западе русофобии и подписываете соглашение о дружбе и партнерстве с людьми, которые публично называли эстонских русских «тиблами»? Рассказываете о героизации нацизма в Прибалтике и принимаете в Госдуме Марта Хельме, для которого национальный герой Эстонии — унтершарфюрер ваффен СС Харальд Нугисекс?
Лживые лицемеры вы после этого, и не более.
Кульминация наступит, когда Хельме отмочит что-нибудь уровня отрицания Холокоста или, наоборот, заявления, что гитлеровцы сделали благое дело, когда «очистили» от евреев эстонскую землю. С главы МВД Эстонии станется и то, и другое.
После этого последует массированная информационная кампания со стороны Запада, направленная не столько против Хельме, сколько против России, которая вопреки своему показному антифашизму имеет с такими дело.
Так что заход с продвижением скандального эстонского политика на Россию у Deutche Welle, конечно, хитрый. Однако Россию недооценивать тоже не стоит. В ней хватает людей, которые знают, кто что из себя представляет в Прибалтике.
И на такую очевидную «замануху» они не поведутся.