«Избирательная Акция поляков Литвы — Союз христианских семей» (ИАПЛ-СХС) требует признать недействительными выборы в литовский Сейм. Партия национальных меньшинств Литвы считает, что против нее развязали информационную войну провластные СМИ, из-за чего она не смогла преодолеть пятипроцентный барьер. Неприязнь властей Литвы к литовским полякам и русским давно известна, а после потери ими фракции в Сейме и особенно в случае прихода в следующее правительство партии консерваторов национальные меньшинства снова станут в Литве «мальчиками для битья».
«Из-за грубых нарушений закона ИАПЛ-СХС подала жалобу в ГИК, чтобы выборы в многомандатном округе были признаны недействительными», — заявил лидер «Избирательной акции поляков Литвы» Вальдемар Томашевский. По мнению Томашевского, его партия не преодолела пятипроцентный барьер на выборах в Сейм Литвы 11 октября из-за травли, которую развернули против ИАПЛ-СХС провластные журналисты.
Конкретно Томашевский обвиняет в травле телекомпанию Laisvės TV и журналиста Андрюса Тапинаса.
Последние называли литовского политика польского происхождения «полезным идиотом Кремля» и обвиняли в работе на Путина.
При внимательном рассмотрении эта тема не сводится к конфликту политика и журналиста, потому что Андрюс Тапинас — не просто журналист, а важный медийный проект литовской президентуры и имеющей на нее серьезное влияние партии консерваторов. В этого «лидера мнений» много лет вкачивались силы и средства, чтобы создать адекватный информационной среде XXI века пропагандистский рупор литовской власти.
Три года назад была даже амбициозная попытка раскрутить Тапинаса на русскоязычную аудиторию и сделать «лидером мнений» в России. Не смогли, конечно, но пропагандистский рупор власти в самой Литве создали.
Так что имеет место не просто конфликт Тапинаса и Томашевского.
Речь идет об информационной войне против коалиции литовских поляков и русских, заказанной руководством Литвы, которое задалось целью не пропустить в следующий Сейм партию Томашевского и преуспело в этом.
Национальные меньшинства в очередной раз были осознаны как угроза официальному курсу Литвы после августовских белорусских событий. «Избирательная акция поляков Литвы» проявила себя оппозицией внешней политике Вильнюса, когда осудила огульную критику белорусского руководства и призвала не ругаться с соседями.
От участия в голосовании по антибелорусской резолюции литовского Сейма, которая провозглашает президента Беларуси Лукашенко нелегитимным, а экс-кандидата в президенты Светлану Тихановскую называет «народным лидером Беларуси», фракция ИАПЛ-СХС уклонилась. Судя по дальнейшим событиям, именно это переполнило чашу терпения направляющих внешнюю политику консерваторов, которые хоть и пребывают в оппозиции, но держат под контролем все сферы управления, за которые отвечает президент Литвы.
Была дана генеральная установка: у нелояльной «пятой колонны» поляков и русских фракции в следующем Сейме быть не должно.
Не бог весть какая задача для литовской «демократии», которая славится дисциплинированностью. В политической истории Литвы бывали прецеденты, когда президента выбирали по указанию США вопреки голосованию большинства избирателей. После таких фокусов не позволить преодолеть пятипроцентный барьер партии, которая балансировала на грани попадания в Сейм, плевое дело.
Дальше может быть еще интереснее. По итогам первого тура парламентских выборов у литовских консерваторов есть все шансы официально вернуться к власти и возглавить правительство. Отношение «ландсбергистов» к национальным меньшинствам сомнений не вызывает.
Литовским полякам и русским грозит окончательное превращение в «мальчиков для битья», из которых последователи dedule Ландсбергиса будут лепить образ внутреннего врага, только и ждущего удобного повода, чтобы продать Литву внешнему врагу — Путину.
Десять лет назад, когда консерваторы в прошлый раз возглавляли правительство, так уже было. Нетитульные нации тогда постигла форсированная литуанизация с закрытием польских и русских школ, запретом называть места компактного проживания на родных языках и принуждением к написанию и произношению своих имен и фамилий на литовский манер.
В 2012 году острота национального вопроса в Литве пошла на спад, потому что консерваторы ушли из правительства, а «Избирательная акция поляков Литвы», объединившая польские и русские силы, преодолела пятипроцентный барьер, создала фракцию в Сейме и даже попала в правительство. На государственную политику ИАПЛ почти не влияла, но пребывание поляков в правящей коалиции заметно снизило градус напряжения в отношениях Литвы с Польшей, что считается в Вильнюсе ценным внешнеполитическим достижением.
Однако теперь альянс польских и русских политиков из списка системных сил исключен, «ландсбергисты» с высокой долей вероятности возвращаются в министерские кресла, а предпосылки для новой эпопеи с принудительным превращением в патриотических литовцев «нелояльной пятой колонны» уже сложились.
В Литве снова тяжелейший социально-экономический кризис, справиться с которым ученики профессора Вильнюсской консерватории Витаутаса Ландсбергиса не в состоянии.
Все, на что им хватает умения, это отвлекать население от реальных проблем придуманными. Игра на ксенофобии литовского большинства и провозглашение внутренними врагами поляков и русских подходит для отвлечения идеально.