Украинское правительство в лице его премьера Дениса Шмыгаля заявило: ввиду того, что работающих украинцев с каждым годом все меньше, а число пенсионеров увеличивается, вскоре (лет через пятнадцать) понятия «пенсия» и «социальная помощь» станут анахронизмами. Шмыгаль пожаловался, что для содержания пенсионеров придется вдвое увеличить налоги. Но работодатели и сейчас пытаются всеми способами уйти в «тень», так что об уплате повышенных налогов нынешние министры могут лишь грезить.
Шмыгаль собирается создавать накопительную пенсионную систему уже в 2021 году, чтобы работающие делали отчисления в некий фонд, который будет инвестировать куда-то эти средства. Куда можно вкладывать средства в современной разоренной Украине и каковы гарантии хотя бы их сохранности, Шмыгаль не уточнил. Что правда и что ложь в его утверждениях и осуществим ли план пока еще премьера? Об этом рассказали украинские эксперты.
«Тема очень сложная и чрезвычайно социально ранимая, — подчеркивает эксперт Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин. — Ведь, по существу, пенсионное обеспечение — это тема социальной справедливости по отношению к пожилым людям. Прав ли был премьер, когда заявлял о неспособности пенсионного фонда выплачивать пенсии через 15 лет?
Простите, а разве сейчас пенсионный фонд без дотаций из госбюджета может выплачивать пенсии?
И дефицит в более чем 200 миллиардов гривен пенсионного фонда (что есть почти половина его размера) — это ли не показатель его неспособности уже сегодня выполнять свои обязательства? И это мы говорим о фонде в условиях, когда средняя пенсия по стране ниже фактического прожиточного минимума (4 800 гривен), рассчитанного Минсоцполитики по реальным ценам (не путать с условной суммой в 2 200 гривен, заложенной в госбюджет).
И да, из 19 миллионов украинцев, находящихся в трудоспособном возрасте, единый социальный взнос (ЕСВ) платят лишь 11 миллионов. А пенсионеров у нас 12,2 миллиона.
Премьер-министр отвечает за детернизацию экономики, в его полномочиях законодательные инициативы по совершенствованию пенсионной системы. Так что пусть выполняет свою работу — мы для этого его и наняли», — рекомендует Пендзин.
Слушая лоббистские заявления Шмыгаля, вспоминается философ Фридрих Ницше, так определивший государство в работе «Так говорил Заратуштра»: «Государство, что это такое? Итак, слушайте меня, ибо теперь скажу вам своё слово о смерти народов. Государством называется самое холодное из всех холодных чудовищ. Холодно лжёт оно; и эта ложь ползёт из уст его...»
«Заявления Шмыгаля полностью лживы и преследуют цель отобрать у нынешних пенсионеров часть пенсии и отдать ее финансистам. Напомню, что 3 года назад нынешних пенсионеров уже ограбили, уменьшив коэффициент начисления пенсии с 1,3 за год стажа до 1. При этом бизнес получил от экономии ЕСВ более 100 миллиардов гривен в год, а ЕСВ при этом был снижен с 37% до 22%, откуда и возник дисбаланс в доходах пенсионного фонда. То, что высокий ЕСВ мешает развитию экономики, тоже ложь. Можно вспомнить рост экономики в 2003–2004 годах на 12% в год при высокой ставке ЕСВ. То есть вовсе не пенсионные отчисления мешают развитию.
Заявления Шмыгаля свидетельствуют также и о его неграмотности и незнании Конституции Украины. Ведь ее статья 46 определяет источником финансирования соцвыплат и пенсий бюджет Украины, а ЕСВ является только одним из многих его составляющих. В этом и есть суть солидарной пенсионной системы. Поэтому говорить о дефиците фонда юридически лживо.
Можно сделать вывод, что целью власти является обогащение части бизнеса за счет пенсионных отчислений — именно для этого и предлагается ввести накопительный уровень, где деньги будут "работать" в экономике.
Ни в одной стране мира накопительные системы не являются основой для выплат пенсий», — констатирует Степанюк.
«На Украине действительно очень много пенсионеров, и при этом никто не хочет платить налоги, — высказывает альтернативную точку зрения президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. — Если "упрощенцы" платили бы налоги в ЕСВ, то денег для пенсионеров хватало бы. Но этого не происходит, и поэтому у нас громадный дефицит пенсионного фонда. Так что, действительно, через 15 лет дефицит будет такой большой, что уже не будет возможности платить пенсии. Поэтому нужно переходить на персональную накопительную пенсию, хотя это долго и сложно», — рекомендует Охрименко.
Эксперт по экономическим вопросам Украинского института будущего Даниил Монин разложил проблему по пунктам:
«Первое: соотношения работающих и пенсионеров 1 к 2 не будет и в 2050 году. Второе: пенсии платить смогут и через 15 лет — просто средняя зарплата будет расти чуть быстрее средней пенсии. Третье: накопительную систему запускать необходимо, но это длительный процесс — Институт будущего разработал план запуска накопительной системы до 2050 года.
Правда Шмыгаля в том, что сейчас есть такие демографические тенденции, а его ложь в том, что они неотвратимы: при другой социальной и экономической политике их можно не просто остановить, но и развернуть в обратном, положительном направлении», — комментирует экономист Александр Гаврутенко.
Правда в том, уточняет эксперт, что компании не хотят увеличения налогов, а ложь — что с их увеличением доходы государства увеличатся: согласно кривой американского экономиста Артура Лаффера, они могут при этом и уменьшиться.
«Если ничего не менять, то в будущем пенсии действительно нечем будет платить, но если повышать производительность труда и эффективность национальной экономики (а ее можно увеличить на порядок) за 15 лет, то и при таком соотношении рабочих и пенсионеров будет достаточно средств для полноценных пенсий. Об этом, к сожалению, премьер-министр не задумывается.
Поэтому все его аргументы очень слабы и противоречивы для обоснования необходимости внедрения обязательной накопительной пенсионной системы. Но то, что есть хотя бы такое понимание проблемы, — уже позитив и надежда, что это давно назревшее и перезревшее решение будет наконец-то реализовано», — рассчитывает на позитивное будущее Гаврутенко.
Некоторые эксперты полагают, что украинская власть может прекратить выплачивать пенсии и ранее обозначенного премьером срока.
«Уважительных» причин тому могут найти множество — начиная от войны в Донбассе и заканчивая необходимостью перехода на иное поясное время, чтобы не просыпаться одновременно с «агрессором».
Собственно, «соросята» и прочие либертарианцы для того и провели пенсионную и медицинскую «реформы», чтобы уменьшить число пожилых людей.
Так что намерение Шмыгаля точно укладывается в концепцию геноцида стариков.
Из всего этого жители страны сделали пару выводов: надо самим копить деньги на старость (зачем их доверять каким-то фондам?), а платить налоги на Украине окончательно теряет смысл. Спасение утопающих — дело рук самих утопающих!