В Сети опубликовали полный список вопросов, которые президент Украины хочет задать своим соотечественникам 25 октября. В нем фигурируют довольно странные темы: пожизненное заключение за коррупцию, легализация марихуаны и так далее. Очевидно, что опросник Зеленского — не более чем предвыборная технология действующей власти. Аналитический портал RuBaltic.Ru предлагает свой список из пяти вопросов, которые президенту Украины действительно стоило бы вынести на голосование.
1. Нужно ли выполнять Минские соглашения?
Свежая социология показывает, что запрос на прекращение войны остается главным приоритетом для большинства украинцев. Поэтому было бы странно, если бы 25 октября им не задали ни одного вопроса о Донбассе.
Один все же будет. Только его формулировка указывает на абсолютную незаинтересованность Зеленского в урегулировании конфликта: «Поддерживаете ли вы создание свободной экономической зоны в Донбассе?»
Вопрос сам по себе абсурдный. Во-первых, абсолютное большинство украинцев вообще не знают, что такое свободная экономическая зона.
Во-вторых, создавать особые условия предпринимательской и хозяйственной деятельности в Донбассе можно только после выполнения политической части Минских соглашений.
Это аксиома, которую Зеленский почему-то игнорирует.
Свободная экономическая зона — не более чем инструмент для восстановления разрушенного войной региона. Вернее, один из возможных инструментов. Какие из них целесообразно использовать в случае Донбасса? Отвечать должны отвечать профессиональные экономисты, а не рядовые граждане.
Зеленский же должен спросить украинцев о другом: нужно ли выполнять Минские соглашения в том виде, в котором они были подписаны Петром Порошенко в 2014–2015 годах?
Именно этот вопрос сегодня стоит на повестке дня. И от него зависят перспективы мирного урегулирования конфликта.
2. Нужен ли Украине рынок земли?
Не так давно Верховная рада Украины сняла мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения, который действовал с 2001 года. За это оппозиция клеймит позором «слуг народа» и лично Владимира Зеленского, хотя последнего обвинять не в чем. В его предвыборной программе был тезис о необходимости открытия рынка земли. Те, кто эту программу не читал, но голосовал за нынешнего президента Украины, пусть пеняют на себя.
Зеленский, впрочем, обещал провести референдум по вопросу допуска нерезидентов к украинскому рынку земли. Но какой в этом смысл?
«Иностранные компании не будут заходить на украинский рынок земли напрямую, — поясняет политолог, директор Агентства социальных коммуникаций (г. Киев) Сергей Белашко. — Пока что напрямую пытались заходить американцы. А все остальные работают через какие-то филиалы, дочерние структуры. Причем это не всегда афишируется. Регистрируется украинская компания, а ее конечным бенефициаром является фирма из России, Китая или Объединенных Арабских Эмиратов. И между этими двумя организациями, как правило, есть еще офшорные прокладки, которые зарегистрированы преимущественно на Кипре. Иногда еще на Британских островах (Джерси, Гернси, Мэн). Но в основном, конечно, на Кипре. Вот так все устроено».
Даже если иностранцам формально запретят скупать украинские земли, они с легкостью найдут законодательные лазейки, чтобы обойти этот запрет. Главное — запустить рынок.
Так что вопрос нужно ставить иначе: поддерживают ли украинцы снятие моратория на продажу земли?
Об этом их, конечно, никто не спросит. Потому что ответ известен заранее — против рынка земли выступает абсолютное большинство граждан Украины.
Но прислушаться к их мнению Зеленский не может, поскольку вынужден выполнять требования международных кредиторов.
3. Нужно ли Украине продолжать сотрудничество с МВФ?
Следующий логичный вопрос вытекает из предыдущего: а нужно ли вообще Украине сотрудничать с Международным валютным фондом и прочими структурами, которые предоставляют ей кредиты под низкие проценты? Проценты-то низкие, но за каждый транш страна победившего Майдана вынуждена отдавать в чужие руки частичку своего суверенитета.
Подсев на финансовую помощь извне, Зе-команда продолжает вести страну курсом своих предшественников. Ее кредо — взять новый кредит, чтобы рассчитаться за старый. А если не брать, то будет дефолт.
В партийном словаре «слуг народа» это едва ли не синоним конца света. Поэтому о возможности прервать бесконечный процесс перекредитования украинские власти даже не размышляют.
Между тем вопрос пересмотра отношений с МВФ давно назрел.
Как показало июньское исследование Киевского международного института социологии (КМИС), только 24% респондентов считают необходимым брать у фонда новые кредиты. Абсолютное большинство (61%) выступает против этого.
Так почему Зеленский — большой поклонник идеи народовластия — не прислушивается к народу? Или прав был депутат Александр Дубинский, когда сказал, что партию «Слуга народа» было бы правильнее называть «Слуга МВФ»?
4. Нужно ли Украине стремиться к членству в НАТО и ЕС?
Курс Украины на вступление в ЕС и НАТО был закреплен в Конституции накануне прошлогодних президентских выборов. Таким незамысловатым способом Петр Порошенко пытался заработать себе электоральные очки. Позорного провала во втором туре он не избежал, но упоминание о евроатлантических устремлениях Украины из основного закона никуда не делось.
Свое отношение к НАТО украинцы, по сути, высказали еще на референдуме 1991 года.
Более 90% поддержали акт провозглашения независимости, который опирался на Декларацию о государственном суверенитете. А в декларации находим следующие строки: «Украинская ССР торжественно провозглашает о своем намерении стать в будущем постоянно нейтральным государством, которое не участвует в военных блоках и придерживается трех неядерных принципов: не принимать, не производить и не приобретать ядерного оружия».
Иными словами, внеблоковый статус Украины опирается на результаты референдума.
Курс на вступление в НАТО и ЕС опирается исключительно на политические амбиции шайки преступников, которые пришли к власти в результате государственного переворота.
Возможно, с 1991 года украинцы изменили свое мнение? Возможно. Самое время спросить их об этом, чтобы получить ясную картину общественного мнения.
5. Нужно ли пересмотреть действующий закон о языке?
Закон «О функционировании украинского языка как государственного» также был принят незадолго до завершения каденции Петра Порошенко. В народе его называют законом о тотальной украинизации. Не будем подробно останавливаться на деталях этого документа — отметим только, что он задает вектор на вытеснение русского языка из всех сфер использования, кроме быта.
Среди «слуг народа» отчетливо звучат голоса тех, кто выступает за смягчение языковой политики Порошенко. Но сам президент абстрагировался от этого вопроса.
«Если Зеленский резко возьмется за вопрос языка, у него могут быть проблемы. Поэтому он будет действовать мягко. Главное — разработать новый альтернативный закон или внести в действующие такие изменения, чтобы он перестал раскалывать общество», — говорил в интервью аналитическому порталу RuBaltic.Ru политолог Руслан Бизяев. По его прогнозам, альтернатива должна была появиться «ближе к лету-осени 2020 года».
Через полтора месяца наступит зима, а к рассмотрению языкового вопроса Зеленский так и не вернулся. Да и с народом советоваться не желает.
Оно и понятно: если большинство граждан выскажутся за пересмотр закона о языке, то перед Зе-командой возникнет необходимость принимать конкретные решения.
Куда проще задать вопросы, от ответов на которые ничего не зависит.