В Латвии решили формировать единый образ страны среди иностранцев. Еще 5-10 лет назад образ Латвии формулировался для внутренней и зарубежной аудитории очень четко: молодая и прогрессивная демократия, которая сбросила с себя оковы «советской оккупации» и пришла к успеху в составе «Единой Европы». Видимо, теперь дела у Латвии таковы, что сказки об «истории успеха» и «балтийском тигре» никто не воспринимает.
«Мы нормальная страна. Да, мы, с одной стороны, около России, другие говорят — вы три страны Балтии, где Балтийский путь, вы едины. Третьи говорят: вы Восточная Европа, бывший советский блок. Те, кому нравится спорт, знают нас через Порзингиса, те, кому нравится классическая музыка, — через наших артистов в Метрополитен-опере», — объясняет необходимость формирования единого образа Латвии глава Института Латвии Вита Тимермане-Моора.
Аргументация, начинающаяся словами «мы нормальная страна», уже говорит о многом.
Если разговор открывают таким утверждением, значит, нормальность Латвии представляется небесспорной.
Сложно представить, что директор Института Германии, если таковой существует, поднимает тему образа ФРГ фразой «Германия — нормальная страна». Аналогично — директор Института Франции или Института Швейцарии.
Нормальность этих стран понимается их гражданами априори и никогда не проговаривается, потому что это и так очевидно. Так же, например, как их принадлежность к Европе. Ведь французы или швейцарцы не орут на каждом углу: «Мы европейцы!» В отличие от молдаван, прибалтов или украинцев.
Самое интересное, что и по образу Латвии еще 5–10 лет назад считалось, что все вопросы на эту тему закрыты. Латвия — это молодая успешная демократия на берегу Балтийского моря, которая много и тяжко страдала в ХХ веке, 50 лет пребывала под ярмом «советской оккупации», но сбросила с себя оковы Кремля, провела прогрессивные реформы по лучшим западным образцам, вступила в НАТО и Евросоюз и добилась выдающихся результатов в составе «Единой Европы».
Этот фундаментальный образ дополнялся красивыми деталями-виньетками. «Северная Европа». «Вторая Скандинавия». «Балтийский тигр». «История успеха».
Последние два образа были скорее товаром на экспорт, чем для внутреннего потребления. Родному правительству было все-таки несподручно рассказывать об «истории успеха» Латвии эмигрирующим с «балтийского тигра» латышам.
Зато латвийские правители вовсю продвигали эти образы на международных площадках и после с удовольствием зачитывали населению цитаты из западных публикаций о Латвии как самой успешной стране, лучше всех преодолевшей последствия всемирного кризиса 2008–2009 годов и показывающей самые высокие темпы экономического роста в Евросоюзе.
Видимо, теперь ореол «успешности» Латвии выветрился из сознания иностранцев, если вообще в этом сознании когда-то был, и приходится придумывать для них единый образ страны, чтобы выбить негативные стереотипы о прибалтийской республике.
Эти стереотипы, как выясняется, никуда не делись. И бывший советский блок, и Восточная Европа, и даже лимитроф на границе с Россией. И о нормальности страны приходится заявлять в самом начале фразой, не терпящей возражений.
О «балтийском тигре», судя по словам директора Института Латвии, уже никто не говорит. Поэтому нужна большая маркетинговая кампания, которая расскажет потенциальным инвесторам и туристам, что же такое Латвия.
На продвижение единого образа государства в ближайшие три года планируется потратить около 3 миллионов евро, из них половину — в следующем году. Нанятые Министерством экономики креативщики уже вбрасывают на обсуждение изобретенные ими образы.
«Быстро среагировав, находится среди лидеров во всей Европе», — это о борьбе Латвии с пандемией коронавируса. Опять «история успеха», опять на первых местах в Европе…
«Латвия предлагает возможность творить или проверять идеи в безопасных и дружественных среде условиях. Главный фокус — на среду, которую возможно приспособить к самым различным нуждам. У нас есть четыре времени года. Высокое технологическое развитие позволяет быть в любом месте, но по-прежнему с качеством интернета 5G.
Неотъемлемой составной частью среды являются наши люди, которые с творческим подходом способны решать проблемы различного характера и сложности. Латвийские индустриальные и исследовательские организации разрабатывают продукты высокой добавленной стоимости и выдающегося качества», — конструируют латвийские чиновники единый образ Латвии.
То есть речь идет об очередном пускании пыли в глаза иностранцам, которым выдумают несуществующую Латвию за счет госбюджета.
При этом даже по цитатам мифотворцев на госслужбе чувствуется, как трудно им в очередной раз натягивать сову на глобус и придумывать взамен той реальной Латвии, которую все знают и видят, нечто этакое-разэтакое.
«У нас есть четыре времени года». Это потрясающе! Ни у кого в мире нет, а у Латвии есть. «Латвийские индустриальные и исследовательские организации разрабатывают продукты высокой добавленной стоимости». Это какая же в Латвии осталась индустрия высокой добавленной стоимости? Кондитерская фабрика «Лайма»?
Неудивительно, что 70% населения выступает против разработки и продвижения единого образа Латвии.
И латыши, и латвийские русские искренне не понимают, зачем в разгар экономического кризиса тратить миллионы евро на вранье.
Однако латвийской власти такое поведение в высшей степени свойственно. После финансовой катастрофы 2008 года правительство тоже развернуло пиар-кампанию об «истории успеха» Латвии в преодолении последствий кризиса. Чем больше безработных уезжало из страны на заработки, тем «успешней» был «успех».
За последние годы информационный эффект от той кампании выветрился, и Латвия воспринимается как «депрессивный постсовок». Коим она, объективно говоря, и является.
Поэтому нужно еще одно усиленное впрыскивание пропаганды, тем более что на дворе новый кризис.
За единый образ Латвии можно не волноваться.
Его придумают, и такой, что ни один латвиец не узнает страны, в которой живет.
В конце концов, создание образов, максимально удаленных от объективной реальности, — фирменная специализация стран Прибалтики на международной арене.