Главная избирательная комиссия (ГИК) Литвы подводит итоги парламентских выборов. На момент подготовки публикации подсчитаны голоса почти со всех участков. Результат нельзя назвать сенсационным, но его не предсказывала ни одна социологическая служба: уверенную победу в первом туре одерживает оппозиционная партия «Союз Отечества — Христианские демократы Литвы» (СО-ХДЛ). Более того, консерваторы лидируют в большинстве одномандатных округов и делают солидную заявку на формирование правящего большинства.
По итогам первого тура СО-ХДЛ набирает 24,80% голосов и получает в Сейме 23 мандата. Следом идет правящий «Союз крестьян и "зеленых" Литвы» (СКЗЛ) с результатом 17,50%. В самой диспозиции ничего удивительного нет — последняя социология показывала, что консерваторы могут взять верх. Но опросы компаний Vilmorus и Spinter tyrimai фиксировали минимальный разрыв между лидерами избирательной гонки, а Baltijos tyrimai и вовсе прогнозировала уверенную победу «аграриев».
Таким образом, ни одна авторитетная социологическая служба не дала накануне выборов более или менее точного расклада.
Никто не ожидал, что СО-ХДЛ обойдет правящую партию более чем на 7%.
Впрочем, у этого парадокса есть логическое объяснение. Те же литовские социологи предупреждали, что их опросы могут оказаться нерелевантными, поскольку они не учитывают степень мобилизации электората разных партий. Vilmorus выяснила, что 61% сторонников СО-ХДЛ был твердо намерен 11 октября выполнить свой гражданский долг. А среди «крестьян» таковых оказалось всего 42%.
Многие избиратели СКЗЛ просто предпочли остаться дома.
Косвенно на это указывает тот факт, что в первом туре активность составила 47,6% — на три процентных пункта меньше, чем четыре года назад. За всю историю независимой Литвы это один из самых слабых результатов.
Эксперты пеняют на эпидемию коронавируса, которая отпугнула от участков определенную часть избирателей. «Нужно "накинуть" какой-то процент, просто [люди] боялись идти голосовать, потому что так или иначе есть определенный страх заразиться», — констатирует профессор Литовской военной академии Юрате Новагроцкене. Трудно с этим не согласиться.
Но есть и другая сторона медали: жители прибалтийской республики элементарно не видели смысла рисковать здоровьем ради того, чтобы бросить бюллетень в урну.
«Чудес нет. Было много надежд, но в любой стране активность растет тогда, когда людям кажется, что выборы очень важны и могут многое изменить. Похоже, эти выборы для литовского народа такими не были, может, подействовало и то, что раньше на выборах избиратели искали что-то новое, а на этот раз не было какой-то яркой партии», — предполагает политолог Института международных отношений и политических наук Вильнюсского университета Мажвидас Ястрамскис.
Роль «яркой партии» в 2016 году как раз и выполнял «Союз крестьян и "зеленых" Литвы». Ему удалось поломать устоявшуюся двухпартийную систему, в которой доминировали консерваторы и социал-демократы. Но вектор развития страны в результате этой «электоральной революции» не изменился.
В прошлом году премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис говорил, что на президентских выборах избиратель должен дать оценку работе «крестьянского» правительства. Оценка оказалась неудовлетворительной: кандидат от СКЗЛ — сам Сквернялис — даже не прошел во второй тур. Сейчас правящая партия схлопотала от литовцев очередной «неуд».
Слабая избирательная активность — благодатная почва для консерваторов.
Потому что «дедуля» Ландсбергис выстроил свою партию по принципу секты. Ее адепты всегда мобилизованы, мотивированы и точно знают, где нужно ставить галочку в бюллетене. На избирательные участки они придут в любую погоду и при любой эпидемиологической ситуации.
Примерно такую же партию-секту на Украине строит тамошний «отец нации» — Петр Порошенко. После позорного проигрыша Зеленскому многие эксперты прочили ему скорую политическую смерть. Но экс-президент живее всех живых. Рейтинги его партии не «проседают», поскольку он сумел «зацементировать» свой электорат. Это позволяет Порошенко с оптимизмом смотреть в будущее.
Еще одна маленькая сенсация литовских выборов — результат Партии труда, которая заняла третье место (9,51%). Накануне выборов было понятно, что она уверенно преодолевает пятипроцентный барьер, но вряд ли замахнется на «бронзу». В итоге «трудовики» на десятые доли процента обошли социал-демократов. Для последних это, что называется, удар ниже пояса.
Процесс маргинализации литовских соцдемов за последние годы не только не остановился, но и усилился. К следующим выборам, возможно, они будут балансировать на грани попадания в парламент.
Пятипроцентный барьер по итогам первого тура преодолели также Партия свободы (8,98%) и Движение либералов (6,77%) — потенциальные партнеры консерваторов. Впрочем, не факт, что СО-ХДЛ станет ядром нового парламентского большинства.
В левоцентристскую коалицию могут войти «крестьяне», социал-демократы и Партия труда. Такой вариант, глядя на предварительные итоги голосования, озвучил Сквернялис. Он же понадеялся, что в парламент попадут нынешние младшие партнеры СКЗЛ — «Избирательная акция поляков Литвы — Союз христианских семей» (ИАПЛ-СХС) и Социал-демократическая трудовая партия Литвы (СДТПЛ). Но ни те, ни другие не набирают 5%. Это объективно осложняет для «аграриев» задачу сформировать новое большинство.
Результаты выборов по одномандатным округам Сквернялису и компании тоже не внушают оптимизма. В 68 округах пройдет второй тур, в 35 из них лидируют консерваторы. Видимо, в руководстве СО-ХДЛ сделали соответствующие выводы после предыдущей парламентской кампании, когда «крестьяне» просто деклассировали своих оппонентов на уровне «мажоритарки».
Теперь история может повториться с точностью до наоборот: по одномандатным округам консерваторы получат больше мест в парламенте, чем по спискам. Тогда инициатива формирования коалиции будет в их руках.
Пока что можно сказать одно: в одной команде не уживутся «крестьяне» и консерваторы.
Но кто бы из них ни стал (или ни остался) партией власти, ситуация в Литве от этого не изменится.