Вслед за переориентацией железнодорожного транзита с литовской Клайпеды на Россию президент Беларуси Александр Лукашенко заговорил об отказе от литовских грузовиков. Лукашенко твердо решил поквитаться с Литвой за вмешательство во внутренние дела, поддержку белорусской оппозиции и объявление его бывшим президентом. Минск начинает использовать в отношениях с Вильнюсом ту же логику, которую использовала Россия, когда взяла курс на переориентацию своего транзита с Прибалтики на отечественные порты: ни рубля наших денег враждебным нам странам!
«Как вы мне докладываете, почти 40% грузовиков, которые везут грузы в Беларусь, в этом году идут из Литвы и Латвии. Это огромный объем. Если мы возьмемся за этот поток, то логистические пункты Литвы недополучат где-то четверть», — заявил Лукашенко на встрече с председателем государственного таможенного комитета Беларуси.
Белорусский лидер напомнил о планах переориентации белорусского транзита (калийные удобрения, нефтепродукты) с литовской Клайпеды на российскую Усть-Лугу. Однако большим железнодорожным транзитом дело не ограничивается.
Лукашенко ставит задачу отказываться от услуг Литвы и в автомобильных грузовых перевозках.
«У нас созданы мощные логистические центры. Очень многие услуги, в том числе для наших субъектов хозяйствования и для субъектов стран ЕАЭС, оказываются в той же Литве. Но, насколько я информирован, эти услуги мы можем оказать перевозчикам в Беларуси. Как вы видите решение этой проблемы?», — обратился он к главе таможенного комитета.
Литовские грузоперевозчики давно поняли, куда ветер дует, и уже начали объезжать Беларусь стороной после усиленных проверок на белорусской границе.
«Сегодня я говорил с ответственным лицом, следящим за ситуацией на границе; там никаких проверок не осталось, нас на внутреннюю таможню в Беларуси не отправляют, но часть перевозчиков сменила направление и ездит через Россию», — рассказал глава Национальной ассоциации перевозчиков Литвы Linava Ромас Аустинскас.
Со стороны Минска видна недвусмысленная установка на то, чтобы лишить любых белорусских денег литовские логистические компании.
Лукашенко начал использовать в отношениях с Литвой ту же логику, которую использовала Россия, когда взяла курс на переориентацию своего транзита с Прибалтики на отечественные порты: ни рубля наших денег враждебным нам странам!
За четыре года с того момента, когда этот курс был официально объявлен, транзитный бизнес Латвии и Эстонии пришел к катастрофическому состоянию. Страны Балтии на горьком опыте убедились, что нельзя одновременно быть инициаторами и самыми активными сторонниками антироссийских санкций, толкать на любых международных трибунах речи ненависти в адрес России и при этом зарабатывать на российском транзите.
Однако Литву, транзит которой критически зависит от Беларуси, горький опыт отношений северных соседей с Россией ничему не научил. Вильнюс первый инициировал санкции ЕС и первыми ввел свои национальные санкции против Беларуси. Литовский МИД вышел на какой-то запредельный уровень дипломатического хамства в отношении соседней страны.
Сперва Вильнюс называл Александра Лукашенко бывшим президентом, потом поставил под сомнение суверенитет Беларуси на своей территории, отказавшись сократить штат литовского посольства в Минске после прямого требования.
К этому добавились недвусмысленная поддержка белорусской оппозиции, оборудование экс-президенту Светлане Тихановской полноценного политического штаба в Вильнюсе и требования организовать круглый стол с оппозицией для последующей передачи ей власти. Причем все это было под аккомпанемент издевательских заверений, что Литва не вмешивается во внутренние дела Беларуси.
Вероятно, в Вильнюсе думали, что если раньше поведение литовской власти не имело последствий, то и теперь не будет.
Потому что Литву уже уличали в попытках содействовать «цветной революции» в Минске в 2006 и 2010 годах, но на белорусский грузопоток в Клайпеду это не повлияло.
У нынешней дурной активности руководства Литвы по Беларуси богатейшая предыстория. Деятельность в Вильнюсе Европейского гуманитарного университета, обучение в нем белорусской оппозиции техникам уличного протеста, расквартирование работающих по Беларуси политических НКО в столице Литвы, всяческие мелкие провокации вроде «плюшевого десанта»…А транзит на Клайпеду все это время шел себе и шел.
Так что у Вильнюса были основания полагать, что и теперь ничего не будет. Однако на этот раз угроза власти Лукашенко и стабильности Беларуси была самой большой, действия Литвы — совсем уж наглыми, а портовая инфраструктура на северо-западе России в целом построена и «обкатана» в эксплуатации.
Кроме того, есть российский опыт вывода транзита из Прибалтики, когда враждебные режимы лишили возможности за российские деньги проводить антироссийскую политику.
Поэтому Александр Лукашенко, похоже, твердо решил поквитаться с Литвой за все по методу своего «старшего брата» Владимира Путина.
Последствия для Литвы были понятны с самого начала. Только Клайпедский порт дает республике 6% ВВП, а с «Литовской железной дорогой» и автомобильными перевозками доход от транзита исчисляется двузначными суммами. И в этом транзите критически важна роль Беларуси, грузы которой составляют более трети грузооборота Клайпеды.
Литовским политикам исходить бы из этих цифр, когда они оскорбляли Александра Лукашенко и требовали от него мирно передать власть Тихановской.
Для страны, занимающей третье место по уровню безработицы в Евросоюзе, перспектива потерять 58 тысяч рабочих мест, которые дает градообразующий Клайпедский порт, — это угроза национальной безопасности.
Однако литовские политики способны видеть угрозу национальной безопасности только в соседях, которые исторически давали деньги и рабочие места для литовцев.