Ситуация в Беларуси стала самой обсуждаемой темой визита в Литву президента Франции Эммануэля Макрона. В этом вопросе лидер одной из двух главных стран ЕС показал свою стратегическую беспомощность, за что уже подвергся насмешкам от Александра Лукашенко. Франция, а с ней и вся «Старая Европа» могут только неопределенно кивать на инициативы Польши и Литвы и выдавать ничего не значащие заявления. Реальным урегулированием на постсоветском пространстве, нравится это европейцам или нет, занимается Россия.
Визита Макрона в Литву ждали. В Вильнюсе глава одной из великих европейских держав волей-неволей должен был полновесно и развернуто высказаться о белорусских событиях и как-то оценить ту радикальную установку на безоговорочную поддержку белорусской оппозиции, которую заняла Литва.
Президент Франции это понимал, потому что начал высказываться еще накануне визита. Макрон назвал Александра Лукашенко нелегитимным президентом, предложил ему добровольно уйти в отставку и восхитился мужеством белорусских протестующих, особенно женщин и лично экс-кандидата в президенты Беларуси Светланы Тихановской.
Лукашенко в ответ выдал мастер-класс политического троллинга.
«С учетом того, что этот экс-кандидат — дама, французский лидер рискует ко внутренним проблемам Франции получить еще и личные — у себя дома», — намекнули в пресс-службе белорусского президента. В Минске посетовали, что Макрон не ушел в отставку еще два года назад, когда у него в стране начались массовые протесты, и снова предложили Лукашенко на роль посредника между президентом Франции и «желтыми жилетами».
После такой отповеди все ожидали, что в Литве французский лидер будет повышать ставки и, во всяком случае, предложит достойный великих традиций французской дипломатии план урегулирования кризиса вокруг Беларуси.
Однако визит Эммануэля Макрона в Прибалтику обернулся звенящей смысловой пустотой.
В Вильнюсе стало понятно, что ничего, кроме трескучей риторики и общих благих пожеланий, «Старая Европа» в международных отношениях больше выдавать не способна.
Макрон прямо заявил, что не признает Лукашенко главой Беларуси, но тут же дал понять принимавшей его Литве, что еще одна конфронтация с Россией из-за постсоветского пространства после Украины Франции не нужна.
«Чего нужно избегать, так это геополитизации конфликта. Нужно, чтобы этот переход [Беларуси к демократии — прим. RuBaltic.Ru] был мирным, чтобы в нем не участвовали другие страны», — пояснил президент Франции.
Что конкретно предлагает Париж? Некое расплывчатое посредничество. «Мы предложили, чтобы ОБСЕ взяла обязательство, Франция тоже будет делать все возможное, чтобы это посредничество состоялось и чтобы мы могли двигаться вперед».
О посредничестве президента Франции просит и «народный президент Беларуси» Светлана Тихановская. Причем не только чтобы он сам был посредником, но и чтобы уговорил начать коммуникацию с белорусской оппозицией президента России.
«Макрон — один из сильнейших лидеров в Европе и в мире, поэтому он был бы, по крайней мере, одним из этих посредников. Может быть, он сможет повлиять на Путина, чтобы он участвовал в этом посредничестве», — сказала Тихановская после встречи с главой Франции.
Как, однако, за шесть-семь лет изменились политические расклады в Европе. В 2013 году отказ ЕС от трехсторонних консультаций с Россией по условиям ассоциации Украины с ЕС стал одной из причин украинского кризиса. Сейчас на Западе сами и через свои «говорящие головы» в рядах белорусской оппозиции предлагают России такие консультации по Беларуси.
Однако Кремль к подобным предложениям подчеркнуто безразличен, потому что за эти семь лет европейцы доказали, что неспособны исполнять взятые на себя обязательства и проводить в жизнь достигнутые соглашения.
Гарантии неприкосновенности, данные ими в Киеве президенту Виктору Януковичу, были нарушены буквально на следующий день. План урегулирования политического кризиса на Украине, согласованный странами ЕС, был тут же растоптан Майданом, и страны ЕС покорно поддержали Майдан, смирившись, что их план растоптали.
Минские соглашения были подписаны при посредничестве Германии и Франции, и вот уже пять лет гаранты минского процесса уныло признают: они не могут повлиять на Украину, чтобы та их исполняла. Россия на республики Донбасса повлиять может, а страны ЕС на Украину — нет.
Такая политическая беспомощность у европейцев проявляется по периметру всех границ ЕС. Северная Африка, Ближний Восток — это регионы, где действуют США, Россия, но только не Европейский союз, жизненные интересы которого там затрагиваются. Европа только выражает глубокую озабоченность, призывает уважать права человека и принимает сирийских беженцев.
Вот и по Нагорному Карабаху участие европейцев в урегулировании ограничивается благими пожеланиями, даром что и Армения, и Азербайджан — участники программы «Восточного партнерства» ЕС. Какое это имеет значение? Никакого. Поэтому никто об этом и не вспоминает.
Европа своей пустопорожней «политикой ценностей» способна только порождать дестабилизацию на своих внешних границах, однако неспособна созидать там новый порядок.
И европейцы в глубине души сами это понимают, потому и отделываются по поводу Беларуси пафосной риторикой о европейских ценностях и ни на что не влияющими инициативами. Реальным урегулированием на постсоветском пространстве занимается Россия, а тому же Макрону, который пытается изображать из себя нечто, будучи в исторической перспективе ничем, остается сносить заслуженные насмешки Лукашенко.