Президент Эстонии Керсти Кальюлайд очнулась после продолжительного молчания и пригрозила Александру Лукашенко Гаагой, а Россию назвала державой, время которой уходит. Казус Кальюлайд интересен тем, что еще год назад ее называли одним из немногих вменяемых прибалтийских политиков и даже принимали в Кремле. Взгляды с тех пор у президента Эстонии не поменялись — у нее поменялись карьерные цели.
«Очень важно, чтобы лица, принимающие решения в Минске, понимали, что Гаага в действительности находится не так уж далеко», — заявила на этой неделе Керсти Кальюлайд. Президент Эстонии подчеркнула, что белорусский народ должен сам решать свою судьбу, и вмешательство в дела Беларуси извне нецелесообразно ни с Востока, ни с Запада; при этом она не преминула отметить ту уникальную роль, которую в поддержке «гражданского общества Беларуси» в ЕС играют Польша и страны Балтии.
Выступление тем более удивительное, что во время августовских белорусских событий Керсти Кальюлайд куда-то пропала и несколько недель о ней не было ни слуху ни духу. Теперь же она вышла из летней спячки и, что называется, отжигает.
Угрозы международного трибунала для белорусского руководства — это еще цветочки.
Отправив Лукашенко в Гаагу, президент Эстонии следом отправила Россию на свалку истории, объявив, что ее время уходит, поэтому Кремль такой агрессивный и несущий угрозу соседям.
Россия, по мнению Кальюлайд, перестает быть региональной державой, у нее закрывается окно возможностей, и потому она особенно опасна в своих попытках сохранить и расширить империю.
«Россия ищет хитроумные способы разрушить наше единство, основанное на общих ценностях, пытаясь привлечь одного из нас на свою сторону, даже с экономическими репрессиями, чтобы расширить трещины в наших рядах. Это не так уж дорого — вмешательство в выборы требует определенных механизмов, но, по сути, оно гораздо дешевле физического вмешательства. Россия делает все это, видя, что ее собственное окно сейчас закрывается, и теперь возникает вопрос, до какой степени она готова дойти, чтобы использовать эту возможность, прежде чем оно закроется навсегда», — считает Кальюлайд.
Интереснее всего, что говорит это деятельница, которая год назад ездила в Кремль, заигрывала с Владимиром Путиным, приглашала президента России в Эстонию и считалась едва ли не единственным крупным политиком из Польши и стран Прибалтики, которая способна не бояться Москвы и нормально с ней разговаривать.
Что изменилось за этот год? Изменились рабочие задачи г-жи президента. В 2018–2019 годах перед Эстонией стояла задача стать непостоянным членом Совбеза ООН. Тут было важно не споткнуться о Россию, как в свое время споткнулась бывшая президент Литвы Даля Грибаускайте.
Последняя много лет жгла глаголом Россию и лично ее лидера, «параноика» Владимира Путина, потом возжелала стать генсеком ООН, и тут оказалось, что «террористическое государство» — один из основателей Организации Объединенных Наций и обладает там правом вето. Пришлось Дале Поликарповне дальше сидеть в своем захолустном Вильнюсе и ни о каких Нью-Йорках не мечтать.
Керсти Кальюлайд постаралась учесть опыт литовской коллеги и создать у Кремля видимость своей вменяемости и договороспособности. Поставленной цели она добилась: Эстония место в Совбезе ООН получила.
Теперь у Кальюлайд другой адресат и другие цели. В 2021 году она гарантированно вылетает с поста президента. Главу государства в Эстонии выбирает парламент страны Рийгикогу, а составляющие его партии относятся к Кальюлайд либо с полным равнодушием, либо с демонстративным неприятием. При таких раскладах второй срок г-же президенту точно не светит.
Встает вопрос: чем жить дальше? Не на пенсию же уходить в 51 год. Прибалтийские политики первого эшелона обычно решают эту задачу переходом на работу в международные организации. Той же Дале Грибаускайте всей Литвой подбирали новое место работы из тех, что попрестижнее. Еврокомиссия, тот же ООН. Из-за вздорного характера и неспособности ни к чему, кроме верещания ртом в адрес России, никуда в итоге не взяли.
Керсти Кальюлайд, судя по прорезавшемуся в ней внезапно антироссийскому голосу, решила по завершении президентской карьеры податься в НАТО или другую подобную организацию, где востребованы профессиональные русофобы.
Поэтому ей нужно создать себе соответствующее реноме и, разумеется, реабилитироваться за шашни с «российским автократом» Владимиром Путиным.
Выходит старая песня на новый лад. Самыми горластыми русофобами в Литве, Латвии и Эстонии всегда были «перевертыши» с «красным» прошлым. Они оправдывались речами ненависти в адрес России и русских за членство в КПСС, клеймение американской военщины на комсомольских собраниях и сотрудничество с КГБ. Президент Эстонии относительно молода и не лезла по карьерной лестнице в «оккупационных» органах власти. Однако теперь и она оправдывается тем же способом за визит в Кремль.
Главный вопрос здесь — к России.
Нужно ли в принципе принимать в Кремле прибалтийских политиков и выстраивать с их странами хоть какие-то отношения?
Ведь у них всех, как рано или поздно выясняется при общении, нет ни взглядов, ни убеждений, ни личности как таковой. Нет ничего, кроме туповатой крестьянской хитрости и изворотливости лимитрофа, которая велит лебезить перед одними и плеваться в других, а потом, если понадобится, менять их местами.
Метаморфоза президента Эстонии это в очередной раз подтвердила.