Литовские дальнобойщики испугались возможного запрета на транзит грузов через территорию Беларуси. Подобные слухи показывают уровень нервозности в литовском обществе из-за белорусских событий. Литовский бизнес посылает властям сигналы: остановитесь, что вы делаете, мы зависим от экономических связей с соседом, вы бьете по нам, когда вмешиваетесь во внутренние дела Беларуси. Но официальный Вильнюс интересы собственно Литвы в его геополитических играх не интересуют.
Национальная ассоциация перевозчиков Литвы Linava сообщила, что Беларусь готовит запрет на въезд в страну дальнобойщиков из Литвы.
«Мы слышали информацию от отдельных перевозчиков, мы направили официальные запросы в родственные ассоциации, говорили с посольством Литвы в Беларуси, однако официальных документов нет», — рассказал глава ассоциации Ромас Аустинскас. В Linava обещали передать имеющиеся у них сведения в Министерство иностранных дел и Минтранс Литовской Республики.
В Минске эти слухи практически сразу же опровергли. Минтранс Беларуси сообщил журналистам, что никаких распоряжений по литовским дальнобойщикам нет, и процесс оформления фур на литовско-белорусской границе остается без изменений.
Появление подобных слухов в среде литовских транспортников само по себе показательно. Еще более показательно, что их панические истории транслируются в публичные заявления Национальной ассоциации перевозчиков и доводятся до сведения органов власти Литвы.
Транспортные компании Литвы посылают отчаянный сигнал государству: ваша позиция по отношению к Беларуси противоречит нашим жизненным интересам; остановитесь, прекратите лезть во внутреннюю политику соседней страны, иначе мы можем лишиться работы.
Призывы пока пропадают втуне. Литовские политики на белорусском направлении останавливаться явно не собираются. В те же часы, когда Linava передавала опасения дальнобойщиков в МИД и Минтранс, президент Литвы Гитанас Науседа призвал союзников по НАТО ввести санкции против Минска. «Особенно важно, чтобы Евросоюз и другие страны — США, Канада, Великобритания — ввели санкции против белорусского режима», — заявил литовский лидер в интервью «Би-Би-Си».
Сейм Литвы синхронно с главой государства выступил с очередной резолюцией, в которой призвал международное сообщество отреагировать на ситуацию в Республике Беларусь и оказать поддержку «белорусскому народу в лице его законных представителей».
Таковым представителем считается сидящая в Вильнюсе «литовский президент Беларуси» Светлана Тихановская. Александра Лукашенко официальный Вильнюс представителем Беларуси уже не считает, объявляя его бывшим президентом.
Особая боль литовских парламентариев — отношения Беларуси с Россией. Чем лучше они становятся на фоне нынешнего кризиса, тем сильнее боль в Вильнюсе.
Соответственно, литовские политики призывают союзников по НАТО расценивать любые соглашения Минска и Москвы о развитии Союзного государства как преступление Лукашенко против белорусского народа и аннексию Беларуси Россией.
То есть речь идет об очередной «геополитической игре» и ни о чем более. Специфика Беларуси, история ее взаимоотношений с Россией, нюансы российско-белорусского союза, экономика республики, настроения белорусского общества (всего, а не нескольких десятков представителей «гражданского общества», которые ездят в ЕГУ за грантами от USAID) — все это литовский правящий класс не интересует. Так же, как в 2013 году его не интересовала специфика Украины.
У литовской власти есть простая до тупости цель — оторвать Беларусь от России. Чем очевиднее надвигающееся поражение и окончательный разворот Минска от НАТО в сторону Москвы, тем отчаяннее Вильнюс пытается в последний момент переломить ситуацию и своей цели добиться.
В захватывающем процессе отрыва Беларуси от России литовской власти неважны не только интересы Беларуси, но и интересы самой Литвы.
Если бы было по-другому, дело не дошло бы до прямой установки Лукашенко переориентировать белорусский транзит с литовской Клайпеды на российские порты. Однако когда до этого дошло, вмешательство Литвы во внутреннюю ситуацию в Беларуси стало лишь более агрессивным. Литовское руководство только укрепило Минск в решении забрать грузы у Клайпеды: после новых выпадов Вильнюса Александр Лукашенко стал говорить о переброске белорусского нефтетранзита уверенно и предметно.
Если бы литовскую власть беспокоила собственно Литва, то сюжета о потери трети грузооборота Клайпедского порта, который составляют белорусские грузы, в принципе не могло бы возникнуть.
В таком случае политика Литвы по отношению к Беларуси была бы совершенно иной.
В ее основе лежало бы то обстоятельство, что только Клайпедский порт дает стране 6–7% ВВП и обеспечивает 58 тысяч рабочих мест 150-тысячной Клайпеде, поэтому с белорусскими клиентами нужно вести себя предельно уважительно и дипломатично.
Если бы литовскую власть интересовали интересы Литвы, то и к Белорусской атомной станции отношение было бы совсем другим. БелАЭС рассматривалась бы не как угроза, а как возможность поднять литовскую экономику и уровень жизни литовцев на уровень Западной Европы за счет копеечной электроэнергии.
Однако для Вильнюса БелАЭС — символ ненавистного союза России и Беларуси, который должен быть разрушен. Поэтому должна быть разрушена и БелАЭС, и плевать, какие потенциальные выгоды она несет для литовцев.
Из-за наплевательского отношения литовской власти к литовцам из Литвы и сбежала почти треть населения за 30 лет «второй независимости» — геополитические игры для власти были несравнимо важнее этого населения.
Так что у перевозчиков Литвы перспективы и впрямь печальные. При нынешнем подходе политического руководства Литвы к России и Беларуси литовским дальнобойщикам в самом деле грозит превратиться в ирландских грузчиков.