Президент России Владимир Путин подписал указ о распространении денежных выплат ветеранам Великой Отечественной войны на борцов с послевоенным бандподпольем на Украине и в странах Прибалтики. Тем самым бандеровцы и «лесные братья» официально приравниваются Россией к нацистам. Это важнейшей сдвиг в российской исторической политике по сравнению с Советским Союзом.
«В связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов постановляю произвести в 2020 году единовременную выплату в размере 75 000 рублей гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике, являющимся инвалидами Великой Отечественной войны и участниками Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, принимавших участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Беларуси, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 г. по 31 декабря 1951 г.», — говорится в указе президента России Владимира Путина о расширении списка лиц, на которых распространяются денежные выплаты в честь юбилея Победы.
Решение было принято по предложению главы Службы внешней разведки Сергея Нарышкина и руководителей других силовых ведомств, которые сочли несправедливым тот факт, что апрельские выплаты ветеранам Великой Отечественной войны не распространяются на борцов с коллаборационистами в союзных республиках. Ведь те тоже подвергали свою жизнь опасности и сражались с нацизмом на территории СССР.
Путин принял такие доводы.
Его указ фактически приравнивает к нацистам прибалтийских «лесных братьев», украинских бандеровцев и белорусских «змагаров». В этом смысле решение Кремля — восстановление исторической справедливости, которой не было в СССР.
Все в Советском Союзе знали о трагедии Хатыни, но мало кто мог сказать, кто именно сжег 149 жителей белорусской деревни. Рядовой советский человек знал только, что нацисты, и по умолчанию делал вывод, что это немцы. Однако непосредственными исполнителями преступления были боевики Организации украинских националистов (ОУН, запрещена в РФ — прим. RuBaltic.Ru).
В послевоенные годы руководство Украинской ССР обратилось в ЦК КПСС с просьбой не разглашать факт участия украинцев в уничтожении Хатыни, чтобы не подрывать дружбу с братским белорусским народом. Москва просьбу Советской Украины исполнила.
Такая история не была исключительной.
Принцип «дружба народов важнее правды» стал ахиллесовой пятой исторической политики СССР.
Советский человек, разумеется, знал, что на оккупированных нацистами территориях проводился геноцид еврейского населения, но его старались не просвещать, что установку на «окончательное решение еврейского вопроса» немцы претворили в жизнь руками местного населения. В некоторых случаях Холокост вообще проходил без участия гитлеровцев. Еврейские погромы во Львове и Каунасе произошли в те несколько дней, когда оттуда уже ушла Красная армия, но еще не вошли подразделения вермахта.
О том, как пытали и убивали крестьян, заподозренных в помощи партизанам, знали все, но тот факт, что сотни мирных деревень в приграничье РСФСР, Белорусской ССР и Латвии уничтожили добровольцы Латышского легиона СС, было тайным знанием немногих специалистов. Трагедия блокадного Ленинграда была общей болью, но о том, что морить голодом миллионы людей немцам помогали эстонские националисты, предпочитали не распространяться.
Такая политическая корректность порождалась благой целью сохранения межнационального мира, однако в итоге она вышла СССР боком. Когда в перестройку сепаратисты в Прибалтике начали говорить, что «лесные братья» — это герои и борцы за независимость, которых кровавый Сталин ссылал в Сибирь, потому что они — за свободу, советское общество не знало, что об этом и думать. Ему никто не объяснял, что у многих из этих «героев» руки по локоть в крови, и в леса они ушли от заслуженного возмездия.
Обнародование фактов массового сотрудничества граждан СССР с нацистскими оккупантами ускорило распад Советского Союза, потому что тот был в первую очередь идеологическим проектом. Как же так, почему до эпохи гласности нам всего этого не рассказывали? Может, и вправду в ту войну все было не так однозначно? Может, националистов Прибалтики в самом деле репрессировали лишь за то, что они были против «советской оккупации»? Может, лучше бы немцы нас победили? Сейчас бы баварское пили…
Современная Россия в той же ситуации выбора между дружбой народов (межгосударственными отношениями) и исторической правдой выбрала правду.
И эта правда лишний раз подтверждается современностью.
В Прибалтике ненавидят 9 мая, сносят советские памятники, проводят в Риге марши Латышского легиона СС и слеты ветеранов Эстонской дивизии СС на холмах Синимяэ? Ну так Эстония и Латвия занимают первые места в Европе по проценту местного населения, воевавшего во Второй мировой на стороне Третьего рейха.
«Патриоты» Украины сжигают заживо людей в Одесском доме профсоюзов? Ну так они же сами считают себя наследниками тех «патриотов», которые сожгли Хатынь.
Если Россия хочет, чтобы эти люди понесли ответственность за свои преступления, то она должна видеть их истоки.
Предшественники нынешних нацистов делали грязную работу за Гитлера. То есть были теми же нацистами.
Вам также может быть интересно:
Спецпроект RuBaltic.Ru: Тропой пособников Гитлера
Спецпроект RuBaltic.Ru: Прибалтика в годы Великой Отечественной войны