Угроза президента Беларуси Александра Лукашенко забрать из Клайпеды белорусские грузы не повлияла на руководство Литвы. Вильнюс упорно готовит список санкций против соседней страны и поддерживает белорусскую оппозицию. Литовская власть в очередной раз доказывает, что ее не интересуют Литва и литовцы. Высший приоритет для литовских политиков — геополитическая миссия по окончательному развалу СССР.
«Может быть, белорусское правительство убедит президента подсчитать убытки, и я думаю, что здравый смысл должен возобладать», — прокомментировал поручение Лукашенко забрать белорусский транзит из Клайпеды министр экономики Литвы Римантас Синкявичюс, который надеется, что слова Лукашенко останутся лишь словами, поскольку экспортировать продукцию через порт Клайпеды белорусским предприятиям выгодно.
При этом министр экономики подтверждает, что переориентировать свои грузы на Латвию белорусам будет быстро и просто, а на Россию — еще быстрее и проще.
«И российские, и латвийские порты обладают достаточной пропускной способностью для обработки этих грузов. И таких портов немало. Переориентация не заставит себя долго ждать, особенно в сторону России, где таможенные процедуры не нужны», — сказал Синкявичюс.
То есть в правительстве Литвы в целом спокойно относятся к тому, что Клайпедский порт потеряет белорусских клиентов.
Выпадающим доходам литовского бюджета в Вильнюсе, похоже, уже отыскали замену. Министр экономики говорит, что если Беларусь ответит санкциями на санкции, то Европейский союз должен проявить солидарность с Литвой. В переводе это означает, что потерю белорусского транзита рассчитывают компенсировать впрыскиванием в экономику Литвы новой дозы брюссельских дотаций.
О том, чтобы ради спасения Клайпеды скорректировать свою политику по отношению к Беларуси, и речи не может быть. Официальный Вильнюс все так же активно поддерживает белорусскую оппозицию, устраивает оппозиционному кандидату в президенты Светлане Тихановской важные встречи и демонстрирует неприкрытую враждебность к Александру Лукашенко.
«Это продолжение всех остальных его угроз. Естественно, что он идет ва-банк, защищается всеми понятными ему способами», — объяснил поручение белорусского лидера забрать белорусские грузы из Клайпеды министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс, который ранее назвал Лукашенко бывшим президентом Беларуси и объявил персоной нон-грата в Литве. Теперь Линкявичюс предложил «последнему диктатору Европы» обратить внимание на внутреннюю ситуацию в Беларуси и отношение к нему международного сообщества.
Такая реакция означает, что руководство Литвы скорее убьет Клайпеду, чем откажется гнуть свою линию на принудительную «демократизацию» Беларуси.
Не слишком ли сильный глагол — «убьет»? Согласно официальному сайту Клайпедского порта, это предприятие прямо или опосредованно обеспечивает занятость 58 тысяч человек. Все население Клайпеды — 150 тысяч человек. То есть порт обеспечивает работой каждого третьего. Это градообразующее предприятие. Клайпеда — это порт.
Если Лукашенко выполнит свою угрозу и заберет у Литвы белорусские грузы, Клайпедский порт разом потеряет более трети грузопотока. К этому нужно добавить спровоцированный пандемией коронавируса экономический кризис в Литве, где сегодня остался без работы каждый седьмой, вызванное этим падение покупательной способности и потребительского спроса… вот уже и вырисовывается реальная перспектива банкротства Клайпедского порта.
А с ним — гибели Клайпеды.
Однако литовская власть уверенным шагом идет именно к такому сценарию, потому что интересы собственно Литвы и литовцев для их правителей никогда не имели значения.
Для политического класса Литвы первична геополитика. Развал Советского Союза пошел с литовского «Саюдиса», и с тех пор литовский истеблишмент живет с мыслью, что раз он начал разрушение СССР, то теперь должен довести этот процесс до конца. В этом и состоит историческая ценность Литвы для «свободного мира». Содействовать окончательной дезинтеграции постсоветского пространства. Не дать «империи» возродиться.
Такой подход объясняет необъяснимые в иных случаях действия Вильнюса вроде всемерной поддержки Михаила Саакашвили в Грузии в 2000-е годы или содействия «европейскому выбору» Украины в 2010-е. Казалось бы, где Литва, а где Грузия? Эта страна должна была быть интересна Турции или Ирану, но то обстоятельство, что Саакашвили — русофоб и обволакивает свои действия «антиимперской» идеологией, делало Грузию интересной Литве.
Впрочем, Грузия хотя бы далеко от Литвы, и литовцам от действий их правительства было ни жарко ни холодно. Однако тот же курс литовское руководство проводит по отношению к соседним России и Беларуси, экономические связи с которыми дают жить десяткам тысяч литовцев.
Официальный Вильнюс просто не в состоянии заставить себя отказаться от вмешательства во внутренние дела Беларуси, покуда та остается военным союзником России и проводит свою преемственность от Белорусской ССР.
Литовская правящая «элита» выжжет Литву дотла, но не откажется от борьбы за геополитическую переориентацию Беларуси.
Судьба национальной экономики, Клайпедского порта, Клайпеды, клайпедчан — для литовских правителей все это вторично. Под каток внешней политики Литвы в разные годы попадали Мажейкяйский НПЗ, Игналинская АЭС, Achema… попадет и Клайпедский порт.
В Литве уже есть один умирающий город: убитый вместе с атомной станцией Висагинас. Будет еще один. Убитая вместе с портом Клайпеда.