В Латвии завершились внеочередные выборы в Рижскую думу. Пятипроцентный барьер преодолели семь партий, представителям которых предстоит начать переговоры о формировании правящей коалиции. Процесс обещает быть непростым, но его итог спрогнозировать нетрудно. Аналитический портал RuBaltic.Ru сделал 5 главных выводов о выборах в столичное самоуправление Латвии.
1. Русские в апатии
29 августа свой гражданский долг в Риге исполнили чуть больше 40% зарегистрированных избирателей. Таков первый и, пожалуй, главный итог прошедших выборов.
Российские СМИ со ссылкой на информационное агентство LETA поспешили сообщить, что явка оказалась самой низкой за 23 года. В это утверждение закралась неточность. На выборах 1997 года в Риге до участков не дошли больше половины избирателей. Столь низкая активность с тех пор действительно никогда не фиксировалась, но для полноты картины стоит добавить, что по сравнению с предыдущим антирекордом явка просела на целых 9%.
Это самый низкий показатель не за 23 года, а за всю историю проведения муниципальных выборов в независимой Латвии.
Причин тому несколько. Во-первых, низкая явка отчасти обусловлена самим фактом проведения внеочередных выборов в Рижскую думу (избирательная кампания ограничивалась пределами одного города). Во-вторых, голосование проводилось в «мертвый» сезон — летом. В-третьих, какую-то часть граждан от избирательных участков отпугнула эпидемия коронавируса.
«На участках бывают столпотворения, поэтому я не исключаю, что люди еще два раза подумают, стоит ли им голосовать, рискуя получить вирус, или лучше не стоит участвовать в этом процессе. Особенно принимая во внимание, что явка на муниципальных выборах в Латвии и так не очень высока», — говорил латвийский политолог Филипп Раевский.
Наконец, не стоит сбрасывать со счетов еще один важный фактор.
Самую низку явку показали районы, в которых проживает абсолютное большинство русских и русскоязычных граждан.
А там, где проживают преимущественно латыши, активность была выше, чем в среднем по столице. То есть одна из главных причин антирекорда на выборах в Рижскую думу — это пассивность русскоязычного электората.
2. Раздробленность Рижской думы
В 2013 году в столичное управление прошли представители трех политических сил: блока партий «Согласие» и «Честь служить Риге» (ЧСР), Национального объединения и «Единства». На следующих выборах компанию им составили Новая консервативная партия и блок Латвийское объединение регионов (ЛОР) — «Для развития Латвии».
Таким образом, уже по итогам 2017 года Рижская дума оказалась сильно фрагментирована, хотя «Согласию» и ЧСР все еще хватало мандатов, чтобы самостоятельно сформировать правящее большинство.
На этот раз ни одна из партий даже не приблизилась к отметке в 50% голосов.
Список «Для развития/За!» и «Прогрессивных» победил с результатом 26,16% голосов, второе место у «Согласия» (16,89%). Следом идут «Новое единство» (15,24%), единый список Национального объединения и ЛОР (9,64%), ЧСР (7,72%), Русский союз Латвии (6,52%) и Новая консервативная партия (6,39%).
В этом контексте выборы в Рижскую думу стали продолжением парламентской кампании 2018 года, по итогам которой пятипроцентный барьер тоже преодолели семь партий.
Таковы тренды последних лет: политических сил становится больше, но ни одна из них не может объединить под своими знаменами широкие слои населения.
Электорат растерян и дезорганизован.
3. Разгром «Согласия»
Проводя параллели с 2013 годом, можно обнаружить еще одну тенденцию. Тогда партия Нила Ушакова и ее младший партнер по коалиции получили в Риге 39 мандатов из 60. Через четыре года они потеряли 7 «штыков». Сегодня оценить глубину электорального падения этого блока трудно, поскольку и блока уже не существует — «Согласие» и ЧСР шли на выборы отдельными колоннами. Но на двоих они набрали всего 17 мандатов (15+2). Даже если сложить их результаты, «Для развития/За!» и «Прогрессивные» все равно остаются лидерами.
Иначе как сокрушительным поражением «согласистов» это не назовешь.
Еще несколько месяцев назад они и мысли не допускали, что окажутся на втором месте. «В любом случае, "Согласие" победит на выборах в Риге», — говорил в конце прошлого года председатель партии Янис Урбанович.
Аналитический портал RuBaltic.Ru также рассматривал этот сценарий как базовый. Кто бы мог подумать, что дела у «Согласия» обстоят настолько плохо?
По количеству сторонников, которые проигнорировали эти выборы, «Согласие» наверняка является лидером. «Это общий кризис доверия политическому классу в Латвии, и столица — в первых рядах этого недоверия. С другой стороны, наш избиратель в большом количестве, думаю, остался дома. Он был дезориентирован», — признает Урбанович.
О причинах этой дезориентации мы писали неоднократно — повторяться не будем. Добавим только, что руководству «Согласия» предстоит провести серьезную работу над ошибками.
Менее 17% они набрали в Риге, где проживает большое количество русских и русскоязычных граждан.
Тогда какой результат партия покажет на следующих парламентских выборах?
4. Маленькая победа Русского союза Латвии
Избиратели «Согласия» не только в большом количестве остались дома — отчасти они перекочевали к другим партиям. Это подтверждает результат Русского союза Латвии (РСЛ), который в столичном самоуправлении получит 4 мандата.
Попадание в правящую коалицию ему не грозит, но и активная оппозиционная деятельность поможет РСЛ решить главную задачу — нарастить электоральную поддержку за счет тех, кто разочаровался в «Согласии».
В перспективе это позволяет рассчитывать на переход в «высшую лигу» латвийской политики — на следующих парламентских выборах Русский союз Латвии определенно имеет шансы взять пятипроцентный барьер.
Если сумеет побороть пассивность и неорганизованность своих потенциальных избирателей.
5. Латышской коалиции быть
Нил Ушаков прогнозирует, что партиям Рижской думы будет непросто найти общий знаменатель для формирования коалиции. Но ее контуры уже четко просматриваются. Даже если предположить, что «Согласие» объединится с ЧСР и РСЛ, в сумме у них будет всего 21 мандат из 60. Для остальных партий вхождение в такую коалицию стало бы политическим суицидом.
Таким образом, коалиция будет формироваться вокруг блока «Для развития/За!» и «Прогрессивных», к которому примкнет «Новое единство».
В сумме — 28 депутатов. Дальше возможны варианты: плюс четыре мандата от Новой консервативной партии или плюс семь мандатов от Национального объединения и ЛОР.
В любом случае, с гегемонией «Согласия» в Риге покончено. Латышской коалиции — быть.