В Беларуси третьи выходные подряд проходят рекордные для республики по численности акции оппозиции. За это время анонимный протест на белорусских улицах обрел свое политическое лицо в виде так называемого Координационного совета по трансферу власти. Этот орган возник спустя примерно неделю после начала уличных протестов и по сути провозглашает себя выразителем коллективной воли протестующих, с чем не согласны многие из самих протестующих, которые не поддерживают ни Лукашенко, ни патентованных борцов с ним.
Как и ожидалось, волна недовольства в белорусском обществе вознесла на вершину представителей прозападно-националистической тусовки. Насколько подобный состав Совета отражает реальные настроения протестующих, сказать сложно, учитывая, что сами эти протесты не несут какой-то внятной содержательной повестки, кроме требования честных выборов и осуждения насилия, допущенного белорусскими силовиками.
Националистический состав Совета уже стал его ахиллесовой пятой, чем воспользовались сторонники действующей власти, обвинив его членов в стремлении разорвать интеграционные связи с Россией и лишить русский язык государственного статуса. Это вынудило представителей Совета оправдываться и заявлять, что они ничего такого не имеют в виду, а ставший его основным спикером Павел Латушко даже начал выступать по-русски, хотя обычно на публике он предпочитает щеголять белорусским языком.
Члены Совета понимают, что опора на идеи «национального возрождения» и геополитического разворота к «цивилизованному миру» является проигрышной и что на публике необходимо демонстрировать более гибкий и умеренный подход.
Однако вызывает большие сомнения, что эти люди, получи они реальную власть, не начнут жестко навязывать обществу свою идеологию, которую они вполне искренне считают правильной и выражающей дух и интересы белорусского народа.
Как бы там ни было, на белорусской политической сцене возникли два полюса: Координационный совет, настаивающей на скорейших политических реформах и передаче власти, и властная вертикаль во главе с А. Лукашенко, которая стремится сохранить привычный статус-кво. Исход противостояния между ними, по всей видимости, и определит будущее Беларуси.
Время для компромиссов не пришло?
Масштабы и затяжной характер белорусских протестов склоняют все большее количество наблюдателей к выводу, что вернуть политическую систему Беларуси в ее «довыборное» состояние уже не получится, а значит, необходим диалог между противоборствующими сторонами с целью поиска компромисса.
Следует отметить, что Координационный совет последовательно озвучивает идею диалога с белорусской властью, хотя среди его рядовых сторонников распространены и намного более радикальные требования безусловного отстранения А. Лукашенко от власти.
Действующий белорусский президент, однако, по-прежнему демонстрирует нежелание диалога с Координационным советом.
Его появление во Дворце независимости с автоматом в руках во время массового оппозиционного митинга, проходившего в это время на улицах белорусской столицы, явилось наглядной иллюстрацией решительных намерений.
Бескомпромиссность и даже недоговороспособность — фирменная черта политического стиля А. Лукашенко, которой он во многом обязан своим политическим долголетием. Ведь перед нежеланием белорусского лидера идти на уступки обычно пасуют оппоненты как внутри страны, так и на международной арене.
Очевидно, Лукашенко рассчитывает, что испытанный прием сработает и в этот раз, а бесплодные попытки Координационного совета достучаться до властей кончатся тем, что протестная энергия выдохнется и люди разойдутся по своим делам — тем более что впереди осень, которая в Беларуси не располагает к длительным уличным акциям.
Со своей стороны, Координационный совет также не оставляет попыток расшатать властную вертикаль. Ставка на всеобщую забастовку провалилась, однако возникла новая инициатива — отзыв гражданами депутатов Национального собрания.
Несмотря на то, что роль белорусского парламента обычно оценивается как сугубо декоративная, дезорганизация его работы может существенно нарушить работу управленческого аппарата и нанести новый удар по его и без того проблемной легитимности.
На этом фоне членов Координационного совета одного за другим приглашают в Следственный комитет — Александр Лукашенко уже заявил, что расценивает деятельность совета как попытку государственного переворота, и Генеральная прокуратура не замедлила отреагировать, возбудив уголовное дело.
Однако пока что обходится без громких задержаний. В коридорах белорусской власти не могут не понимать, что новые аресты существенно ухудшат позиции официального Минска на западном направлении, тем самым окончательно похоронив возможности для многовекторного маневрирования.
Таким образом, складывается патовая ситуация. Координационный совет не способен усадить белорусскую власть за стол переговоров, но и та не решается нанести по нему окончательный удар, понимая тяжелые внешнеполитические последствия такого шага.
Шанс для третьей силы?
На фоне политических потрясений белорусская экономика подает тревожные сигналы — курс белорусского рубля, стабилизированный после кратковременного весеннего пике, вновь «поплыл», а у обменных пунктов начался ажиотаж — народ скупает валюту в ожидании девальвации. Напоминает о себе и впавший было в летнюю спячку коронавирус — в последние дни наблюдается устойчивый рост ежесуточной заболеваемости, вклад в которую вполне могли внести массовые скопления людей во время протестных акций.
Еще один неприятный сюрприз — IT-компании, объявленные едва ли не главной курицей, несущей золотые яйца для белорусской экономики, засобирались на выход: многие заявили о намерении вывести свои офисы из Беларуси.
Роль белорусского IT-сектора изрядно раздута в пропагандистских целях, однако исход айтишников станет очередным репутационным ударом для власти. Кроме того, при таком раскладе просядет завязанная на IT-сектор сфера услуг, сконцентрированная в Минске, который и без того является наиболее проблемным для А. Лукашенко городом.
Неблагоприятный социально-экономический фон может породить соблазн для белорусской власти окончательно закрутить гайки и свалить вину за неурядицы на оппозицию и Координационный совет. Однако подобные действия только подстегнут дальнейший исход IT-компаний и будут способствовать международной изоляции, загоняя непростую экономическую ситуацию в штопор.
Поэтому политическая реформа и поиски компромиссного решения представляются все-таки неизбежными.
Однако в любом случае А. Лукашенко вряд ли захочет иметь дело с Координационным советом как основным контрагентом, тем более что легитимность этого органа как полномочного выразителя протестных настроений действительно весьма сомнительна.
И здесь может возникнуть шанс для так называемой третьей силы — всех тех, кто оказался за бортом противостояния А. Лукашенко. Речь идет о Координационном совете. Действительно, конфликт «власть против националистов-западников» не учитывает интересы большого количества людей, которые также настроены на политические реформы, но которым не близка та повестка, которую предлагает оппозиция, вновь окрасившая себя в националистические цвета.
В нынешнем конфликте эти люди либо хранят молчание, либо примыкают к той или иной стороне, считая ее «меньшим злом».
Однако именно они могут выступить в роли стабилизатора белорусской политической системы, способствуя ее демократизации.
Так, в нынешней коллизии практически не слышны голоса белорусских левых, а также белорусов-русофилов. Эти группы оказались аутсайдерами белорусской политики, поскольку и националистами, и властью они воспринимаются как нежелательные конкуренты, а внешних сил, заинтересованных в их усилении, нет.
Между тем их молчаливое присутствие в белорусской политике так или иначе ощущается: недаром действующая власть вновь поспешила оседлать пророссийскую повестку и пугает шоковыми рыночными реформами в случае победы оппонентов, а националисты вынужденно смягчают свою риторику в отношении России и русского языка, а также уклоняются от обсуждения своей экономической программы.
В белорусском обществе присутствуют значительные социальные группы, интересы которых в должной мере не выражают ни власть, ни оппозиция.
Нынешний кризис дает им шанс заявить о себе и тем самым вывести страну за пределы того во многом искусственного выбора, который навязывается в рамках нынешнего противостояния.