Глава МВД Эстонии Март Хельме предложил снести советский мемориальный комплекс на холме Маарьямяги, который политик считает символом «оккупации». Уже понятно, что хотят установить националисты вместо советских мемориалов: на эстонском острове Сааремаа этим летом установили памятник одному из главарей «лесных братьев». К ближайшим выборам Эстонию могут ждать новые «бронзовые ночи» и войны с памятниками.
«Я лично считаю его [мемориал на Маарьямяги] символом оккупационного периода, он, подобно Горхоллу и другим объектам, несет на себе безобразную печать модернизма советского времени. Давайте подойдем к делу прагматично: эти объекты разрушены, Горхоллу нужны десятки миллионов, комплекс разваливается. С практической точки зрения приведение в порядок этих объектов неразумно. Разумнее было бы их снести», — считает министр внутренних дел Эстонии, основатель одиозной Консервативной народной партии (EKRE) Март Хельме.
Мемориальный комплекс на холме Маарьямяги включает в себя несколько мемориальных объектов по соседству с Орловским замком в Таллине. К ним относятся Площадь примирения, на которой в советские годы горел Вечный огонь в память о Ледовом походе Балтийского флота 1918 года, и военное кладбище, на котором покоятся останки советских и немецких солдат.
Также упоминаемый Хельме-старшим Горхолл — это культурно-спортивный комплекс, подаренный Таллину Советским Союзом к летней Олимпиаде 1980 года. В «оккупационные» годы архитекторы Горхолла (все этнические эстонцы) получили за него Государственную премию СССР, а при «независимости» объект разрушен и заброшен. В таком же удручающем состоянии находится Маарьямяги. Вечный огонь не горит, памятный обелиск разрушается, трибуны исписаны граффити.
Лидер эстонских националистов предлагает все это не реконструировать, а снести.
По иронии судьбы, накануне громкого заявления Хельме российское посольство в Эстонии открыло в Тарту восстановленный памятник воинам-красноармейцам. Мемориал на кладбище Паулусе был воздвигнут на месте гибели 322 советских военных, погибших в 1944 году при освобождении Эстонии от нацизма.
«В ходе капитального ремонта мемориала, осуществленного при финансовой поддержке посольства, были восстановлены разрушенные элементы облицовки и обновлены установленные у основания плиты», — говорят в российском диппредставительстве о памятнике в Паулусе.
Деятельность российских дипломатов замечательна и благородна, однако дело идет к тому, что представителям России придется спасать советские памятники, не только восстанавливая их, но и оберегая от сноса националистами.
Политическая ситуация в Эстонии такая, что вскоре перед республикой могут замаячить призраки новых войн с памятниками и «бронзовых ночей».
Вандальская инициатива Марта Хельме вызвала резкую отповедь представителей Центристской партии, которая находится у власти в Таллине.
«Пока у власти в Таллине находится Центристская партия, Горхоллу, да и мемориалу на Маарьямяги снос не грозит: как сказал мэр столицы Михаил Кылварт, город с памятниками не воюет», — заявил вице-мэр Таллина Вадим Белобровцев.
По его словам, «ход мыслей Марта Хельме никак не назовешь адекватным: предлагать снести здание Горхолла и советский мемориал на Маарьямяги, называя их "символами оккупационного периода", — эта штука, как говорится, будет посильнее "Фауста" Гёте».
Парадоксальность ситуации в том, что Центристская партия и EKRE… союзники по правящей коалиции. Своим «сотрудничеством» в правительстве Эстонии главные антагонисты эстонской политики подтверждают справедливость пушкинской строчки «в одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань». Громкие скандалы, выяснения отношений и отмежевания друг от друга происходят между «союзниками» по каждому серьезному вопросу. Буквально по каждому.
В таких условиях советские памятники в Эстонии могут стать главными жертвами политических манипуляций и борьбы за власть между партиями.
EKRE может использовать тему памятников для развала коалиции с центристами. Может заставить партнеров изменить позицию по памятникам ради сохранения коалиции и тем показать националистическому электорату, насколько EKRE круты. Наконец, снос памятников может стать идеологической платформой для объединения EKRE с ныне пребывающей в оппозиции Партией реформ, лидеры которой 13 лет назад решились снести «Бронзового солдата».
В 2007 году Эстония стала первой страной Восточной Европы, которая возвела в ранг государственной политики осквернение советских мемориалов. Надругательство над воинским захоронением в центре Таллина привело к массовым беспорядкам в столице и на северо-востоке Эстонии, гибели человека, российским санкциям и репутационным потерям на Западе, оказавшись малой платой за то, что пребывание правых партий у власти благодаря самому оголтелому национализму и русофобии было гарантировано на долгие годы.
Новая кампания официального вандализма может снова стать действенной основой прочности и непоколебимости эстонской власти.
Тем более что есть и «позитивная повестка». Уже понятно, какие памятники будут ставить националисты вместо советских.
Этим летом в деревне Луулупе на острове Сааремаа открыли памятник одному из главарей эстонских «лесных братьев» — послевоенного националистического бандподполья. Для Эстонии, страны, которая заняла первое место в Европе по проценту населения, сотрудничавшего с нацистами, ни в сносе советских памятников, ни в возведении памятников ушедшим в леса коллаборационистам нет ничего удивительного.