На первый энергоблок Белорусской атомной электростанции (БелАЭС) загрузили топливо. Об этом со ссылкой на начальника управления регулирования ядерной безопасности Госатомнадзора Вигена Марухяна сообщило информационное агентств «БелТА». Массовые акции протеста не повлияли на подготовку к запуску предприятия. Даже противники Александра Лукашенко сегодня обходят эту тему стороной. И только Литва не теряет надежды на то, что политическая нестабильность в соседней стране помешает ввести в эксплуатацию БелАЭС.
Литва, пожалуй, единственная страна, которая имеет очевидный шкурный интерес в отстранении от власти Лукашенко. Не первый год она безуспешно ведет борьбу с БелАЭС. Без малого месяц назад аналитический портал RuBaltic.Ru писал, что подобные мысли не могут не приходить в голову литовским политикам: в наказание за попранные демократические ценности Евросоюз должен объявить бойкот атомной электростанции в Островце.
До выборов об этом никто не говорил вслух. Но теперь маски сброшены.
Евросоюз должен добиться от Минска приостановки процесса запуска первого блока Белорусской АЭС из-за нестабильной ситуации в стране – такой тезис 13 августа озвучило министерство иностранных дел Литвы. Глава ведомства Линас Линкявичюс пообещал, что во время видеоконференции Совета министров иностранных дел ЕС по обсуждению ситуации в Беларуси постарается привлечь внимание партнеров к этой проблеме.
Хотя никакой проблемы нет. Как уже было сказано, акции протестов прошли мимо БелАЭС. Сообщения о том, что здесь началась забастовка, оказались фейками.
Интересно, почему та же Литва из-за политической нестабильности на Украине зимой 2013–2014 годов не призывала остановить работу атомных электростанций?
14 августа президент Литвы Гитанас Науседа встретился с главой Эстонии Керсти Кальюлайд. Обсуждали преимущественно политическую ситуацию в Беларуси. «Президенты пришли к единому мнению, что ситуация требует исключительного внимания и сплочения усилий, чтобы репрессии против мирных граждан были прекращены, все задержанные освобождены и начался диалог с обществом», — читаем на сайте литовского лидера.
Здесь же говорится о единодушном стремлении двух президентов ввести санкции против Беларуси, если ситуация не изменится. И именно во время этой встречи Науседа уговорил Кальюлайд поддержать бойкот БелАЭС: «Президент Литвы поблагодарил Эстонию за бескомпромиссную помощь при оценке угрозы от БелАЭС и взятое обязательство не пропускать вырабатываемую на ней электроэнергию на рынок Эстонии или ЕС».
Примечательно, что раньше Вильнюс не мог заставить своих соседей отказаться от торговли электроэнергией со странами, которые эксплуатируют «небезопасные» атомные электростанции.
Но на волне массовых протестов в Беларуси, если верить сообщению официального сайта Науседы, эстонцы все-таки решили поддержать бойкот БелАЭС. Осталось «уломать» Латвию.
Почему бы не попробовать, если политическая конъюнктура этому благоприятствует? Это раньше Литва обращала внимание на «ненадежность» белорусского «атомного монстра» и апеллировала к балтийскому единству. Сейчас у не е появился еще один козырь: нельзя поддерживать «режим Лукашенко».
На чрезвычайном саммите ЕС Науседа поставил вопрос ребром: «Может ли такая атомная станция быть приемлемой для ЕС, и не будем ли мы трактовать импорт электроэнергии с такой станции в создавшихся обстоятельствах как поддержку этому режиму, который скомпрометировал себя?»
Разумеется, торговля с Беларусью – это поддержка «режима». Чем меньше у режима денег, тем он слабее. Не случайно в штабе Светланы Тихановской призывали нанести Лукашенко экономический ущерб. Но в Литве этот призыв не поддержали. «Если мы говорим о санкциях, то имеет смысл говорить о санкциях в масштабе ЕС. О целевых санкциях, которые следует применять не столько к экономике вообще, сколько к лицам, связанным с фальсификацией результатов выборов, с репрессиями», — заявлял тот же Науседа.
То есть сегодня президент Литвы отвергает санкции против белорусской экономики как таковой, а завтра призовет ограничить импорт продукции из Беларуси, чтобы лишить материальной поддержки «режим Лукашенко».
Самое время обратить к психиатру – налицо раздвоение личности.
Свой лепту в новый этап борьбы с Белорусской АЭС внес и Сейм Литвы. Резолюция о непризнании президентских выборов в соседней стране, которая была принята почти единогласно, содержит очередной призыв к обсуждению вопроса атомной электростанции на международном уровне.
Как связаны атомная энергетика и выборы в Беларуси? Литовские депутаты этим вопросом не задаются.
Пожалуй, самое откровенное заявление по теме БелАЭС сделал премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис. Сначала он повторил тезис о том, что нестабильная ситуация в стране является дополнительной угрозой для безопасности атомной станции, а затем понадеялся на «более рациональный» подход новых властей Беларуси к этой проблеме.
И ведь есть основания.
Основные оппоненты Лукашенко публично критиковали решение о строительстве БелАЭС.
«Я, конечно, могу сказать одно – это была большая ошибка, строительство атомной электростанции. Надо было идти путем развития альтернативных источников энергии – это и солнечная энергетика, и ветроэнергетика, это энергетика, которая построена на сжигании отходов от переработки древесины, это, в конце концов, модернизация существующих теплоэлектростанций», — заявлял Валерий Цепкало.
Виктор Бабарико пошел еще дальше и предложил сформировать международную комиссию, которая решит судьбу БелАЭС. Встречное предложение – включить в состав этой комиссии побольше литовцев!
У них как раз имеется передовой опыт вывода из эксплуатации атомных реакторов. Свою Игналинку угробили и соседям помогут сделать то же самое.
Литовские политики произносят высокопарные речи о пробуждении белорусского народа, о борьбе за демократию, о непростой дороге к свободному обществу. Но премьер-министр прибалтийской республики даже не скрывает, что результатами этой борьбы должна воспользоваться его страна.