Госсекретарь США Майк Помпео рассказал об обсуждении в Вашингтоне санкций против Минска, среди которых может быть запрет на поставки американской нефти в Беларусь. Страны ЕС договорились о введении санкций против Беларуси, а Украина возмутилась возвращением в Россию задержанных российских военных. Господствовавшая в белорусской внешней политике концепция многовекторности рухнула на глазах, и Лукашенко приходится возвращаться к истокам — союзу с Россией.
Вашингтон не исключает продления действия старых и введения новых санкций против Беларуси, причем эти санкции будут принимать «не только в одностороннем, как Соединенные Штаты, но и в многостороннем формате». Об этом рассказал госсекретарь США Майк Помпео во время своего турне по Европе. Иными словами, США думают вводить санкции не только самостоятельно, но и «пакетом» с союзниками по НАТО.
Конкретики о том, что это будут за санкции, не прозвучало, но Помпео упомянул о поставках в Синеокую нефти из США. Американцы могут отказаться от поставок сланцевой нефти на американские нефтеперерабатывающие заводы.
Есть и альтернативный вариант — ввести эмбарго на покупку продукции этих заводов.
Здесь нужно напомнить, что поставки в Беларусь нефти из США открыто преподносились как альтернатива российским нефтепоставкам. Помпео в начале года договаривался в Минске о продаже американской нефти именно в таком контексте. Российская цена на сырую нефть якобы политически мотивирована, поэтому мы будем диверсифицировать поставки, чтобы избежать политического давления.
Сейчас США как ни в чем не бывало начали использовать свои торговые отношения с Беларусью для политического шантажа, ради «избавления» от которого Минск и пошел на поставки их нефти.
Конечно, не бог весть какой шантаж. Белорусская экономика от прекращения закупок заокеанской нефти по ценам выше российских ничего не проиграет — только выиграет. Но тут есть и политический момент. Хотели развивать экономические связи с Америкой, чтобы застраховать себя от политического давления? Получили то самое политическое давление.
Ничего другого от Америки и ждать было нечего, потому что использование экономических инструментов для политического диктата — это главный и универсальный метод внешней политики Соединенных Штатов в последние несколько лет. Странно было ожидать, что с Беларусью американцы будут вести себя иначе, чем с остальным миром.
Тем не менее в Минске последовательно добивались сближения с таким откровенно «токсичным» партнером. Потому что приоритетом внешней политики Беларуси была избрана многовекторность — стремление выстраивать отношения и развивать сотрудничество со всеми, чтобы укрепить суверенитет и независимость Беларуси.
В момент кризиса обнаружилось, что многовекторность ослабляет суверенитет и независимость Беларуси.
Новые «векторы» начинают шантажировать Минск установленными с ними связями. Столь же яркий пример того, что Соединенные Штаты — Евросоюз. В пятницу 14 августа страны ЕС договорились ввести санкции против Беларуси. На первом этапе — персональных, против отдельных должностных лиц, ответственных за разгон массовых беспорядков. Но если белорусская власть не пойдет на уступки, следующим этапом станет понижение уровня дипломатических отношений, затем — секторальные санкции. Тот же запрет на поставку белорусских нефтепродуктов.
Первыми в Европе ввести санкции против Беларуси предложили Польша и страны Балтии. Они же, когда договоренность о санкциях была достигнута, тут же превратились в «адвокатов» Лукашенко и заговорили, что новых санкций против Беларуси вводить не надо. Пока.
Если Лукашенко пойдет на круглый стол с протестующими, то новые санкции ЕС введены не будут. Только посредниками на этом круглом столе должны быть страны ЕС. Какие именно? Конечно же, Польша и страны Балтии.
С южным соседом ситуация у Беларуси не лучше, чем с западными. Президент Украины Владимир Зеленский возмутился решением Минска отпустить 32 задержанных россиян, хотя изначально белорусская сторона допускала передачу их Украине. Бесславное завершение истории с «вагнеровцами» Зеленский назвал «историей, в которой явно пренебрегли доверием, объективностью и адекватной оценкой негативных последствий».
Между прочим, под такими словами могла бы подписаться и Россия. В первые дни скандала с «вагнеровцами» в России примерно такое и говорили. Во всяком случае, слова «доверие» и «последствия» звучали в каждом выступлении на эту тему.
Теперь получается, что белорусское руководство историей с «российскими боевиками» отношение к себе России подорвало, а отношение Украины не улучшило. И не только Украины.
Скандал с «вагнеровцами» был нужен, чтобы показать, что Лукашенко — не пророссийский, и потому не надо оспаривать его переизбрание на шестой срок и критиковать за подавление беспорядков меньшинства, которое с этим переизбранием несогласно. Итог — провал на всех геополитических направлениях, включая восточное.
Политика многовекторности менее чем за неделю рухнула у всех на глазах и грозит похоронить под своими развалинами Лукашенко и созданную им за четверть века Беларусь.
Залогом выживания последней сейчас как никогда является поддержка России. Однако станет ли Москва оказывать Беларуси какую-либо поддержку в условиях подорванного доверия и других последствий политики многовекторности — большой вопрос.