Немецкая компания Uniper — один из европейских партнеров «Северного потока — 2» — допустила срыв реализации проекта из-за американских санкций. Это тревожное заявление прозвучало после того, как сенаторы США пригрозили «финансовым разрушением» оператору порта Мукран, если тот продолжит оказывать содействие строительству российского газопровода. Какой ответ готовит Германия? Заявления официальных представителей ФРГ свидетельствуют о том, что на защиту «Северного потока — 2» Берлин пытается поднять всю Европу.
Аналитический портал RuBaltic.Ru уже писал, что в потенциальном торгово-экономическом противостоянии США и Германии есть один важный нюанс: вопросами санкций в Евросоюзе занимается Брюссель, а не национальные правительства стран-участниц.
Теоретически немцы могут пойти ва-банк и сцепиться с Соединенными Штатами самостоятельно, но это создаст опасный прецедент. Если Германии можно не оглядываться на «союзный центр», то почему это обязаны делать другие?
У Италии появятся основания в одностороннем порядке снять хотя бы часть антироссийских ограничений. Венгрия, напротив, сможет применять санкционную дубинку против Украины. Греция — против Турции.
Правительство Меркель такому развитию событий явно не обрадуется. К тому же, в торговой войне Берлина и Вашингтона силы сторон неравны.
Интрига появляется только в паре Америка — Европа. Именно поэтому для Германии важно поднять на защиту «Северного потока — 2» другие страны ЕС.
Судя по последним новостям, немецкая дипломатия активно этим занимается. По информации экономического журнала Wirtschaftswoche, бывший федеральный канцлер Германии Герхард Шрёдер лично просил Меркель поддержать строительство газопровода. В ответ канцлерин заверила, что она проводит разъяснительную работу с критиками «Северного потока — 2» внутри ЕС. Очевидно, отдельный блок таких бесед должен быть посвящен моделированию ситуации, при которой американцы пытаются осуществить в Европе «санкционный блицкриг» и получают жесткий скоординированный ответ.
Не случайно Меркель добавляет, что хочет избежать торговой войны между США и ЕС. Не между США и Германией, а между США и ЕС.
После недавних переговоров с министром иностранных дел Сергеем Лавровым глава немецкого МИД Хайко Маас тоже сделал любопытное заявление: внутри Евросоюза обсуждается вопрос о том, насколько экстерриториальные санкции нарушают международное право.
«Мы об этом будем говорить с нашими партнерами. В ходе телефонного разговора с госсекретарем США я эту нашу позицию очень четко озвучил», — отметил Маас. В переводе с языка дипломатии это значит, что министр иностранных дел Германии пригрозил своему американскому коллеге контрсанкциями на уровне ЕС.
То же самое, по сути, сказал официальный представитель правительства ФРГ Штеффен Зайберт: германские власти «обсуждают дальнейшие шаги с европейскими партнерами, Европейской службой внешних действий и Еврокомиссией».
Угрозы США традиционно встречают неодобрение Еврокомиссии. После того, как американские сенаторы Тед Круз, Том Коттон и Рон Джонсон «наехали» на руководство немецкого порта Мукран, еврокомиссар по энергетике Кадри Симсон заявила о недопустимости применения ограничительных мер в отношении европейских компаний. Вроде бы ничего нового.
Но стандартную реакцию ЕК на этот раз дополняет новость о том, что в Евросоюзе ведется работа по созданию конкретного контрсанкционного механизма.
«Что до ответных мер, Европейская Комиссия работает над "Коммюнике о мерах по усилению финансового и экономического суверенитета ЕС". Ожидается, что оно будет опубликовано до конца года и, помимо других задач, заложит основу для усиленного механизма санкций, который также повысит устойчивость ЕС к действию экстерриториальных санкций третьих стран», — заявил посол Евросоюза в России Маркус Эдерер.
Дипломат не скрывает, что работа над этим документом стала ответом на угрозы американских постановлений по отношению к компаниям, которые участвуют в реализации «Северного потока — 2». Но это отнюдь не единственный случай, когда администрация Трампа угрожает Европе (достаточно вспомнить иранскую ядерную сделку).
Поэтому слова Эдерера стоит рассматривать в широком контексте.
Евросоюз может обзавестись инструментом противодействия американцам на разных санкционных «фронтах».
Решение давно назрело.
Конфликт Берлина и Вашингтона по вопросу «Северного потока — 2» сегодня напоминает клинч, в котором ни одна из сторон не желает делать резких движений. Американцы пугают немцев санкциями, а те угрожают сколотить европейский альянс в поддержку «Северного потока — 2». Но и те, и другие, похоже, блефуют.
«Наезд» на европейские компании могут не поддержать в команде Джо Байдена, которая выступает за сохранение трансатлантического единства и нормализацию отношений с ФРГ. Планы Берлина консолидировать ЕС под знаменем борьбы с американским экспансионизмом и вовсе выглядят фантастическими. Европу это может только расколоть.
Поддерживать «Северный поток — 2» и выступать против США ни при каких обстоятельствах не будут Польша, страны Прибалтики, Румыния, Швеция.
Но даже если Германия останется в гордом одиночестве, ответить на американские санкции всё равно придется. Христианско-демократический союз (ХДС) Ангелы Меркель у власти долго не удержится — бразды правления перехватят те, кто готов более решительно отстаивать интересы своей страны. Кроме того, не сумев защитить «Северный поток — 2», Германия рискует в скором времени получить от США новые болезненные удары.
«Европа стоит перед дилеммой, из которой нет элегантного выхода. Все альтернативные действия связаны с теми или иными проблемами. Но самый бесперспективный путь — это ничего не предпринимать и ждать следующей провокации из США», — отмечает корреспондент немецкой деловой газеты Handelsblatt Клаус Стратман.
«Предположим, что проявленный в случае с этим газопроводом протекционизм Америки (America first) успешно защитит американскую промышленность, занимающуюся производством сжиженного газа, от конкуренции со стороны России. Но тогда вскоре и другие отрасли во множестве стран должны будут «ужаться» на потребу американской экономике: сталь, алюминий, автомобили, самолеты, солнечная энергия, крупные электростанции, IT, интернет — всюду у США есть конкуренты. И что теперь, им надо будет сойти со сцены — неважно, действуют эти компании-конкуренты из Китая, Канады или ЕС?» — задается вопросом автор немецкого журнала Focus Маттиас Хохштеттер.
Перефразируем Уинстона Черчилля: Германии придется выбирать между позором и войной.
Если она выберет позор, то через некоторое время получит и позор, и войну.