События в Беларуси непроизвольно подталкивают к сравнению минских протестов с киевским Майданом. Если нынешний сценарий писали те же, кто раскачивал «революцию достоинства», то внесли ли они обновления/дополнения в технологии «смены режима»? В чём сходства и различия украинского и белорусского бунтов аналитический портал RuBaltic.Ru узнал у украинских экспертов.
Белорусам не удалось (по крайней мере, пока) застолбить постоянное место протеста, поставить там палатки и сцену. Но шины уже жгут и в милицию «коктейли Молотова» бросают.
Гораздо раньше, чем в Киеве, в Минске случилась первая смерть — сообщают, что «самопальное» взрывное устройство сработало в руках изготовителя.
Еще одно отличие (чего не было в Киеве) — призывы к забастовкам по принципу «назло кондуктору куплю билет и пойду пешком». Нет политических лидеров, обещающих многотысячные зарплаты и пенсии в европейской валюте.
Отсутствие вождя сказывается и на невразумительности требований протестующих: они одновременно хотят признания Светланы Тихановской президентом и проведения новых «честных» выборов.
Всемирно признанный авторитет «майданостроения» — Украина, разумеется, не осталась в стороне. Опытные революционеры уже прибыли в Беларусь из Киева доводить сябров до своего европейского уровня.
Президент Владимир Зеленский дал дельные советы по гражданскому примирению своему коллеге Александру Лукашенко, который «всего-то 26 лет» руководит Беларусью. Один из депутатов фракции Петра Порошенко «Евросолидарность» предложил Верховной раде принять постановление о непризнании белорусских выборов.
Эксперт Украинского института анализа и менеджмента политики Даниил БОГАТЫРЕВ поясняет, что сходство между киевским и минским «майданами» в применяемой схеме — это сценарий так называемых «цветных революций» второй волны, который впервые был применен во время «арабской весны» 2010–2011 годов.
«В отличие от классической схемы "цветной революции", которая применялась, например, во время первого Майдана в Украине в 2004–2005 годов, она предполагает, что вслед за провоцирующими "людьми с красивыми лицами" из числа креативного класса на улицы выходят радикалы и пытаются снести власть силовыми методами.
Однако в Беларуси этот сценарий уже провалился.
А вот разница в том, что в Республике Беларусь местные протестующие пытаются применять тактику забастовок на производстве (пока почти безуспешно). Это обусловлено тем, что в стране развита промышленность и сохранились крупные заводы с большими коллективами.
Что же до дрейфа в сторону России после подавления протестов, он, скорее всего, будет иметь место. Лукашенко просто некуда больше деваться в условиях, когда Запад на него ополчился», — прогнозирует Богатырев.
По мнению директора информационно-аналитического центра «Перспектива» Павла РУДЯКОВА, общего у киевских и минских событий мало — пожалуй, только картинка и сценаристы, отличий больше.
«Тихановская не сбежала — ее спрятали, так как она оказалась слабым исполнителем своей роли. А раз она сейчас в Литве, то теперь Вильнюс может вести диалог с Лукашенко от имени "белорусского народа". Дальше Запад будет его давить кнутом и соблазнять пряником, рассчитывая отстранить от власти через год-полтора. Зеленского он скоро публично высмеет и "опустит", а у Путина будет просить спасительный "зонтик"», — отмечает Рудяков.
Политолог Александр Дудчак отмечает, что у Лукашенко ситуация легче, чем у украинской власти в 2014 году, невзирая на политические «финты» накануне выборов и общую антироссийскую политику последнего времени.
«На фоне происходящего в США и Европе при подавлении протестов замечания и призывы представителей Запада "остановить бессмысленное насилие" выглядят просто смешно. У Лукашенко не пострадали спецслужбы, как это было в Украине, когда при Викторе Ющенко были выдавлены квалифицированные кадры старой закалки из СБУ, и американцы делали там всё, что им было угодно.
Впрочем, исключать саботаж не стоит — в структурах белорусской власти уже немало агентов влияния Запада, возможно, и среди силовиков есть завербованные, но пока не проявляющие себя.
Лукашенко, несмотря на свои хамские выходки в отношении России, всё равно остается наиболее приемлемым для Кремля на фоне отморозков из так называемой оппозиции.
У него один выход: покаяться при личной встрече с Владимиром Путиным, назвать шоу с 33 задержанными гражданами РФ провокацией, уволить виновных — главу МИД Владимира Макея и некоторых силовиков.
А вот не имеющий собственного мнения Зеленский, как типичный представитель постмайданной украинской власти, уже успел спеть "песенку" под западную музыку, и вновь выглядит дурачком в роли президента», — заключает Дудчак.