Накануне президентских выборов в Республике Беларусь прошли рекордные по численности за последние 10 лет митинги оппозиции. Политическое руководство страны прямо говорит, что оппозиционные активисты готовят республике «майдан». Лидеры оппозиции этого особо и не отрицают. Происходит типичная для постсоветского пространства история: государство, сделавшее ставку на многовекторность — лавирование между геополитическими полюсами во внешней политике — становится уязвимо перед технологиями «цветных революций».
Украина, Грузия, Молдова — все эти страны — «отличницы» программы «Восточного партнерства» ЕС пришли к «цветным революциям» и вызванному ими системному кризису государственности через политику многовекторности и попытки зарабатывать на геополитической конкуренции России и Запада за себя.
В начале 2000-х, с приходом к власти в РФ Владимира Путина, когда началось новое усиление России, а страны НАТО во главе с США решили играть на опережение и форсировать процесс отторжения от Москвы бывших советских республик, геополитическое лавирование последних казалось столь очевидно выгодной тактикой, что ей поддались даже политики, которых принято считать профессиональными русофобами и могильщиками «советской империи».
Речь о бывшем президенте Грузии Эдуарде Шеварнадзе, который с гордостью признавал свою роль в развале СССР, когда он на посту министра иностранных дел Советского Союза занимался в командировках антисоветской пропагандой, выдавал американцам государственные тайны и подарил им 50 кв. километров шельфа Берингова моря. Во главе родной Грузии Шеварнадзе поддерживал чеченских боевиков в Панкисском ущелье и приглашал в республику военных инструкторов НАТО.
При этом в 2002 году он встретился с Владимиром Путиным в Кишиневе и провозгласил «начало перелома в грузино-российских отношениях». Американские покровители «серебристого лиса» такого пируэта не поняли и спустя ровно год после встречи с Путиным устроили батоно Шеварнадзе «революцию роз».
Пришедший ему на смену Михаил Саакашвили продолжил радикально антироссийский курс уже без малейших заигрываний с великим северным соседом.
Для тех же постсоветских лидеров, которые пришли к власти за счет голосов пророссийского населения, попытки геополитического лавирования практически неизбежно заканчивались их личной политической катастрофой.
В Молдавии лидер Партии коммунистов Республики Молдова Владимир Воронин в 2001 году обещал избирателям вступление страны совместно с Приднестровьем в Союзное государство России и Беларуси. Выиграв на этих посулах президентские выборы, Воронин провозгласил курс на слияние республики с ЕС при одновременном углублении интеграции с союзом России и Беларуси.
Судя по риторике президента, Молдова должна была вступить и туда, и туда.
И если Москва и Минск против такого решения в принципе не возражали, то со странами Евросоюза и НАТО подобные шутки не прошли.
В 2009 году власть Воронина пала в результате «твиттерной революции» в Кишиневе.
Еще более показателен пример Украины, которая в годы президентства Леонида Кучмы провозгласила принцип многовекторности концептуальной основой своей внешней политики.
Бывший украинский лидер пришел к власти на обещаниях экономической интеграции и политического союза с Россией, придания государственного статуса русскому языку. Оказавшись на посту президента, он практически одновременно подписал «Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной» и «Хартию об особом партнерстве Украины и НАТО».
Опять-таки, наступление на «многовекторную» команду Кучмы повела не Россия, а НАТО.
С 2000 года Запад начал системную работу на подрыв режима Кучмы, кульминацией которого стала «оранжевая революция» 2004 года и приход к власти американского ставленника Виктора Ющенко, который перевел внешнюю политику Украины на чисто антироссийские рейсы без малейших поползновений на лавирование между центрами силы.
Примечательно, что спустя 9 лет после Кучмы ту же ошибку повторил его несостоявшийся преемник Виктор Янукович, который в истории с Таможенным союзом и ассоциацией Украины с ЕС лавировал, лавировал между Москвой и Брюсселем, да и не вылавировал. Дело закончилось государственным переворотом и бегством в Ростов-на-Дону.
Запад на втором «майдане» показал не только, что он не прощает двурушничества и попыток получить выгоду от тех и других, но и то, что ставки для него существенно возросли, сдержать усиление России не удается, поэтому теперь он готов менять режимы в постсоветских столицах, опираясь не только на «мирный протест».
В Беларуси многочисленные попытки иностранного вмешательства во внутренние дела и принудительной «демократизации» провалились, потому что президент Александр Лукашенко честно выполнил те обещания, за счет которых пришел к власти в 1994 году. Сделал русский язык вторым государственным, взял курс на возрождение СССР, пошел на экономическую интеграцию и создание военно-политического союза с Россией.
Эти меры долгие годы обеспечивали Беларуси иммунитет против «цветных революций».
Однако и в определенных кругах власти республики остается популярной точка зрения, что принцип многовекторности отвечает национальным интересам страны. Беларусь не должна быть с Россией, не должна делать акцент на союзе с Москвой, а в идеале ей лучше вовсе оставаться нейтральной.
При этом риски от проведения такой политики после 2014 года резко возросли, примеры того, чем она закончилась в соседних странах, наглядны, а выгоды от нее не очевидны.
Запад по-прежнему готов работать на отрыв от России бывших советских республик, но он не собирается платить за это отделение прежнюю цену, в том числе инвестируя в свои новоприобретенные территории на востоке.
Программа «Восточного партнерства» ЕС стала своего рода символом этого нового отношения. Вхождение в сферу влияния ЕС — да. Членство в ЕС — нет. Сопряженные с членством в ЕС «плюшки» в виде брюссельских инвестиций, кредитов, дотаций, соответственно, тоже нет.
Что касается России, то ее политика на постсоветском пространстве тоже претерпела существенные изменения. История с 15-миллиардным кредитом Виктору Януковичу кое-чему научила Москву. РФ отказывается от участия в навязываемых ей аукционах за «промежуточные страны» и вместо покупки лояльности их руководства ведет системную работу с ближним зарубежьем по собственным правилам.
Так что попытки зарабатывать на геополитическом лавировании обречены на провал и на западе, и на востоке.
Время многовекторности на постсоветском пространстве ушло безвозвратно. Мир делится на геополитические блоки, и оставаться вне этих блоков, находясь на их границе — идти на то, что тебя раздавят, а в твоей стране будет хаос.
Сейчас лицом к лицу перед перспективой большого беспорядка оказалась Республика Беларусь.
Данная статья является отрывком из книги RuBaltic.Ru «33 наивных вопроса о "Восточном партнерстве"».