Статья известного эстонского политика Яака Аллика с критикой внешней политики балтийской республики и призывом к пересмотру отношений с РФ вызвала у его коллег бурю негодования. Публичные отповеди Аллику выходят одна за другой, министр иностранных дел Эстонии Урмас Рейнсалу обвиняет его в «предательстве народов, которые находятся под агрессией России». Прибалтийская страна за последние годы явно отвыкла от того, что по отношению к РФ в ней высказываются мнения, отличные от «единственно верного».
«Эстонская внешняя политика с 1999 года не слишком изменилась. Параноидальный страх перед тем, что наши интересы будут проданы, сопутствовал любому улучшению отношений ЕС и России, особенно непосредственным контактам России и США. Эстония боялась переговоров ЕС и России о безвизовом режиме. Эстония всегда была инициатором акций «перевоспитания» России. В противостоянии проекту Nord Stream экономическую выгоду от него без колебаний подарили Финляндии», — написал член совета уполномоченных Социал-демократической партии Эстонии, театральный режиссер и критик Яак Аллик в крупнейшей эстонской газете Postimees.
Его статья представляет собой лупцевание основ внешней политики Эстонии. Очень точное, хлесткое и болезненное.
Уважаемый эстонский политик доказывает, что отношение в его стране к России иррационально, инфантильно, инерционно, неэффективно и определяется не интересами и не ценностями балтийской республики, а комплексами, фобиями и фантомными болями.
«Вопрос, является ли позиция Эстонии, поддерживающая стремление Украины в НАТО, лучшим, что мы могли бы сделать, исходя из интересов украинского народа, в наших внешнеполитических дискуссиях даже не поднимался. Эстонская оборонная политика состоит не только в желании быть самым примерным учеником в классе НАТО (оборонные расходы 2020 года составляют 2,11% ВВП), но и в ребяческой радости каждому доставленному на нашу землю западному солдату или оружию», — издевается Аллик.
Это, пожалуй, самый яркий фрагмент статьи. Впрочем, она достойна прочтения целиком — потому что автор в ней деконструирует восточную политику Эстонии от и до, разбирает ее «по кирпичику».
В зачищенном до стерильности информационном пространстве балтийской республики такая статья прозвучала пощечиной посреди гробовой тишины. Отношение к России в этой стране, как и у ее южных прибалтийских соседок Латвии и Литвы, описывается набором догм, и всякий, кто от этого набора отходит (будь он хоть сам Генри Киссинджер), провозглашается в Прибалтике «агентом Кремля». Об этом Аллик, кстати, тоже упоминает.
Поэтому информационный резонанс от статьи инакомыслящего политика оказался сродни взрыву бомбы.
Эстонские деятели начали один за другим решительно отмежевываться от «еретика» и давать отповеди, в которых они воспроизводили все те догмы и фобии по отношению к России, которые высмеял Аллик.
Оперативно высказался даже министр иностранных дел Эстонии Урмас Рейнсалу, которому театральный режиссер бросил вызов своей прицельной критикой внешней политики балтийской республики. «Принятие доктрин Аллика означало бы предательство народов, которые сейчас находятся под агрессией России, потеряли часть своих территорий. Это означало бы и отдаление от своих союзников. В-третьих, результатом этого стало бы то, что наша безопасность явно бы ослабла, в результате чего увеличилась бы зависимость от России», — заявил Рейнсалу в интервью тому же изданию Postimees.
Глава эстонского МИД вынужден признать: Яак Аллик — не какой-то прокремлевский маргинал, не «русский соотечественник». Он — опытный политик, один из лидеров Социал-демократической партии, которая была лидером дольше, чем главные политические силы нынешней правящей коалиции.
Тем более его мнение надо срочно заклеймить, а самого автора провозгласить рупором пропаганды Кремля, чтобы ни у кого не возникло мысли, что свободно высказывать в Эстонии такие идеи, как у Аллика, это новая нормальность.
«Если у нас есть интересы безопасности, если хотим остаться свободной страной, то доктрина Аллика ставит всё это под угрозу. Его рекомендации очень конкретные, и если применить их целиком, это означало бы вывод войск союзников, отказ, в числе прочего, от принципов политики гражданства и языка — как требует Россия. И результатом станет беззвучный или звучный проигрыш, но в любом случае это играет на руку позициям России», — говорит Рейнсалу.
Короче, следование в русле «доктрины Аллика» — предоставление гражданства русскоязычным негражданам, официальный статус русского языка в населенном почти сплошь русскоязычными Принаровье — всё это не сделает Эстонию нормальной европейской страной, а приведет с востока очередных «оккупантов».
Всё тот же набор мантр и камланий о «русской угрозе», которые непрерывной заунывной шарманкой звучат в Эстонии уже 30 лет.
«Нас хотят убедить в том, что те, кто формируют эстонскую внешнюю политику, не хотят нормальных отношений с Россией, но это не так. На это нас вынуждает простой инстинкт самосохранения, который никуда не исчез. Все мы знаем, какие политические условия выдвигаются для установления хороших отношений, и их совершенно однозначные геополитические цели с точки зрения современной России. Установленные условия грубо нарушают государственный суверенитет Эстонии и во внутренней, и во внешней политике», — пишет профессор Таллинского университета Рейн Руутсоо в очередной отповеди Аллику вот всё в том же Postimees.
Самый характерный ответ.
Русофобия для Эстонии — инстинкт самосохранения, поэтому у эстонско-российских отношений не планируется никакого будущего.
Соответственно, не может быть никаких перспектив и у политиков, которые выступают за улучшение этих отношений. Тот же Яак Аллик приводит в своей статье список выдающихся деятелей постсоветской Эстонии, которые решались на диалог с Москвой и добивались выдающихся результатов. Он доказывает на их примере, что успешное взаимодействие с Россией реально. И это правда.
Однако есть и другая истина. Все упомянутые и не упомянутые Алликом эстонские деятели в итоге сошли с политической арены. Их список воспринимается как кладбище погибших кораблей.
Все они проиграли конкурентную борьбу профессиональным борцам с Россией и русскими, которые ставили на фобии очень маленькой страны по соседству с очень большой, на заинтересованность Запада в «буферной зоне» по периметру российских границ и неизменно выигрывали у прагматиков, говоривших, что Россия — сосед, с которым необходимо иметь нормальные взаимовыгодные отношения.
Последние со своим прагматизмом и конструктивностью заканчивали политическую карьеру в ежегодниках Охранной полиции Эстонии (КаПо) как «русские шпионы» и «агенты Кремля».
Спрашивается, почему же тогда Яак Аллик не боится повторить судьбу Тийта Вяхи или Эдгара Сависаара? Ответ: потому что ему 73 года, и он на власть в Эстонии не претендует. Дедушка старый — ему всё равно.