Министры иностранных дел Польши, Литвы и Украины объявили о создании новой международной организации — так называемого «Люблинского треугольника». На базе этой платформы они планируют проводить регулярные встречи и решать актуальные вопросы политического, экономического, гуманитарного сотрудничества. По факту деятельность польско-литовско-украинского «треугольника» сведется к штампованию русофобских резолюций.
Очередная встреча представителей Варшавы, Вильнюса и Киева — наглядный пример того, как на пустом месте появляется сенсация. Кому-то из чиновников пришло в голову объявить о создании новой межгосударственной платформы, и средства массовой информации смакуют» эту новость.
Одни пишут, что неспроста «треугольник» появился в Люблине, где в 1596 году было подписано соглашение об объединении Королевства Польского и Великого княжества Литовского в федеративное государство — Речь Посполитую. Другие размышляют о перспективах проекта Междуморья. Третьи уверены, что «люблинский треугольник» — это клин, который США вбивают между Россией и Европой.
Но если разобраться, что произошло на встрече министров иностранных дел Польши, Литвы и Украины, то желание делать далеко идущие выводы отпадет само собой.
Начнем с очевидного факта, который почему-то ускользает от внимания журналистов: «люблинский треугольник», по сути, уже существует.
У Польши, Литвы и Украины есть платформа трехстороннего сотрудничества в виде межпарламентской ассамблеи. Ее заседания проводятся на регулярной основе, но толку от них немного.
Чтобы понять, чем занимается межпарламентская ассамблея Верховной рады Украины, Сейма Литовской Республики и Сейма и Сената республики Польша, достаточно ознакомиться с ее прошлогодней резолюцией. Там прописан целый набор «важных» тезисов: решительная поддержка суверенитета, независимости и территориальной целостности Украины, призыв к усилению санкционной политики Евросоюза против Российской Федерации, осуждение систематических нарушений прав человека «российской оккупационной властью» в Крыму и Донбассе.
Единственная конкретная договоренность — провести следующее заседание ассамблеи в Варшаве.
В общем, спикеры парламентов трех стран проводят ежегодные встречи, чтобы задекларировать неизменность своей русофобской политики.
Поэтому они никому не интересны и никогда не привлекают внимания экспертов. Точно так же никто не следит за деятельностью польско-литовско-украинской бригады LitPolUkrBrig, которая была создана на волне событий 2014 года и выполняет чисто символические функции. Кстати, подразделение формировалось в районе того же города Люблин.
«Люблинский треугольник» по факту существовал в парламентском и военном измерениях — теперь появилась платформа для сотрудничества по линии внешнеполитических ведомств. Но характер этого сотрудничества останется таким же никчемным.
«Единство наших стран — это залог безопасности и процветания всего региона, — заявлял накануне саммита глава МИД Украины Дмитрий Кулеба. — Так было на протяжении столетий, так будет в дальнейшем. Ведь украинская идентичность исторически принадлежит именно к семье народов Центральной Европы. Монументальная фигура князя Константина Острожского является тому ярким свидетельством».
На основании этих слов уже можно сделать определенные выводы о деятельности «Люблинского треугольника».
Если нет конкретных задач, остается только разглагольствовать об исторической принадлежности народов и монументальных фигурах средневековых князей.
Совместная декларация министров иностранных дел Польши, Литвы и Украины подтверждает, что их новое детище — такая же профанация, как и межпарламентская ассамблея.
«Они (министры — прим. RuBaltic.Ru) заявляют о неизменности их решительного осуждения попытки аннексии Российской Федерацией Автономной Республики Крым и города Севастополь. Они не признают и никогда не признают этой попытки. Они также призывают Российскую Федерацию вывести свои войска с территорий Донецкой и Луганской областей Украины. Они подтверждают свою непоколебимую поддержку независимости, суверенитета и территориальной целостности Украины в пределах международно признанных границ и призывают Российскую Федерацию прекратить свою агрессию против Украины, а также временную оккупацию территории Украины — Крыма и части Донецкой и Луганской областей. Они подтверждают прочную поддержку европейских и евроатлантических устремлений Украины и приветствуют ее европейский выбор». Все это — часть совместной декларации о создании «Люблинского треугольника».
Неужели подобные документы требуют создания новой формы межгосударственного сотрудничества? Впрочем, слово «создание» здесь не совсем уместно. Никто ничего не создавал.
«Люблинский треугольник» — это просто договоренность министров иностранных дел Польши, Литвы и Украины проводить регулярные консультации в трехстороннем формате.
Новая платформа, как и межпарламентская ассамблея, не будет институализирована, не станет субъектом международного права или органом, решения которого обязательны для исполнения.
Подобные неформальные площадки в Европе создавались и раньше. Пожалуй, самая близкая аналогия — это Вышеградская четверка, которая до распада Чехословакии тоже была «треугольником». Ее деятельность считается образцом сотрудничества в Центральной Европе, хотя оно тоже не было институализировано (если не считать институтом Международный Вышеградский фонд). Но «четверка» от «треугольника» отличается хотя бы тем, что перед ней стояли конкретные задачи: Польша, Венгрия, Чехия и Словакия дружно двигались по пути европейской интеграции.
А какие цели преследует польско-литовско-украинский союз? Все они утопичны. Украину никто не ждет в ЕС. Россию никто не заставит «деоккупировать» Крым и Донбасс. Бригада LitPolUkrBrig никогда не будет воевать со своим потенциальным врагом. Вопросы санкционной политики ЕС находятся отнюдь не в ведении Вильнюса и Варшавы. На строительство «Северного потока — 2» при всем желании «Люблинский треугольник» повлиять не может.
Его удел — штампование резолюций русофобского характера, которые мало чем будут отличаться от документов межпарламентской ассамблеи Польши, Литвы и Украины.
Пожалуй, активная политика может вестись только на одном направлении — белорусском. Из декларации о создании «треугольника» это прямо не вытекает, но вот что заявил Дмитрий Кулеба: «Мы также видим большую перспективу в том, чтобы "Люблинский треугольник" стал инструментом ангажирования тех стран, которые нуждаются в более тесных контактах с Западом, общеевропейскими структурами. И мы с коллегами будем помогать нашим соседям, нашим друзьям более активно взаимодействовать в этой сфере».
О ком речь, догадаться нетрудно. В Восточной Европе самые натянутые отношения с США и ЕС сложились у Беларуси, граничащей и с Польшей, и с Литвой, и с Украиной.
«Люблинский треугольник» буквально зажимает с трех сторон «последнюю диктатуру Европы».
К тому же создан он как раз накануне белорусских выборов, которые могут обострить характер отношений Минска и коллективного Запада. Белорусским властям определенно стоит обратить на это внимание.