×
Политика Политика

Бои на границе Армении и Азербайджана: что говорят в Ереване и Баку

Источник изображения: gazeta.ru

На границе Армении и Азербайджана начались бои между двумя конфликтующими странами. Аналитический портал RuBaltic.Ru выяснил у политических обозревателей из Еревана и Баку Айка ХАЛАТЯНА и Наира АЛИЕВА, с чем связана новая эскалация армяно-азербайджанского конфликта, может ли она перерасти в крупномасштабную войну, а также какова роль Турции и России в сложившейся ситуации.

Почему произошла эскалация армяно-азербайджанского конфликта? 

Айк ХАЛАТЯН (Армения):

«Здесь два основных фактора. Первый — тяжелая социально-экономическая ситуация, сложившаяся в Азербайджане из-за пандемии коронавируса. Не исключено, что власти созданием эскалации попытались отвлечь внимание общества на образ внешнего врага, в роли которого в течение десятилетий в азербайджанском обществе выступают армяне. Над созданием этого образа активно работает государственная пропаганда.

Второй фактор, который может дополнять первый, заключается в том, что Азербайджан разочарован ходом переговорного процесса, о чем неоднократно заявляло высшее руководство страны, в том числе президент Ильхам Алиев.

Поэтому, возможно, это возвращение к старой политике шантажа посредников из Минской группы ОБСЕ.

Угрожая начать войну и понимая, что Россия, Евросоюз и США в ней не заинтересованы, Азербайджан надеется, что они окажут давление на Армению, чтобы она пошла на определенные уступки в переговорах».

Наир АЛИЕВ (Азербайджан):

«Нужно обратить внимание, что конфликт произошел на границе, а не на оккупированной территории. Очевидно, что это попытка вовлечь третью сторону в этот конфликт. Под третьей стороной я имею в виду ОДКБ. И наши власти это отметили, и это было очевидно, учитывая реакцию в Армении.

Но блок ОДКБ решил не вмешиваться. 14 июля было сделано заявление о том, что обе стороны должны прекратить стрелять. Это очень обидело многих активистов в Ереване: мол, почему призыв к Армении и Азербайджану, а не только к последнему. В ОДКБ не дураки сидят, чтобы верить, что какой-то УАЗ с азербайджанской территории попытался пересечь границу Армении. Атака на УАЗе — это смешно.

Относительно того, почему это произошло сейчас, нужно учитывать внутреннюю ситуацию в Армении: с экономикой не очень хорошо, с коронавирусом — полный провал.

Понадобился внешний враг, поскольку это всегда работает. Это попытка Армении консолидировать население и отвлечь от проблем, которые существуют в стране.

Если бы Баку хотел, он бы стал освобождать свои законные земли, а не переходил бы границу с Арменией, что бессмысленно и невыгодно. Неслучайно, что Азербайджан в последние годы менял военных на пограничников. Со стороны Армении, где произошли столкновения, напротив, стояли военные».

Как действия Никола Пашиняна отличаются от действий предыдущей администрации в аналогичной ситуации?

Айк ХАЛАТЯН (Армения):

«В армянском обществе есть консенсус по вопросу Карабаха, и это независимо от того, кто у власти. Я связываю эту эскалацию в целом с карабахским конфликтом, поэтому здесь каких-либо изменений не будет.

Армения всегда будет защищать Карабах и свою государственную границу. Каких-то изменений в этом вопросе из-за того, кто находится у власти в Ереване, нет и не будет.

Вне зависимости от того, находится ли у нее Никол Пашинян, Серж Саргсян или кто-то другой».

Наир АЛИЕВ (Азербайджан):

«Отмечу, что эти боевые действия начались только после того, как сын Никола Пашиняна несколько дней назад демобилизовался из армии.

При предыдущей власти в лице Сержа Саргсяна и Роберта Кочаряна, которые были представителями карабахского клана, переговоры шли более-менее успешно, была договоренность о поэтапном плане, на который согласился Азербайджан.

План подразумевал освобождение сначала пяти, а потом двух оккупированных районов при сохранении коридора из Армении в Карабах, через который не должны идти военные грузы. А дальше должен был пройти референдум по статусу самого Нагорного Карабаха.

Когда Никол Пашинян пришел к власти, он заявил, что ничего не знает, и тем самым убил переговоры».

Могут ли эти события стать началом полномасштабного конфликта? 

Айк ХАЛАТЯН (Армения):

«Не исключено, что подобная эскалация может привести к широкомасштабному конфликту. В подобных конфликтах никто не хочет отступить и "потерять лицо"; это чревато тем, что любой мелкий инцидент на передовой может вылиться в крупное боестолкновение. Ведь даже последнее обострение на границе началось с инцидента с азербайджанским УАЗом у армянской позиции, а завершилось в итоге применением артиллерии, танков и ударных беспилотников.

Но я не думаю, что в данном случае дойдет до широкомасштабной войны».

Наир АЛИЕВ (Азербайджан):

«Надеюсь, что нет. Но, как показал стихийный митинг 14 июля в Баку, народ вышел с призывами начать войну. Полиции даже пришлось вмешаться и разогнать митингующих, так как нарушается режим карантина».

Какую роль в этом конфликте будет играть Турция? 

Айк ХАЛАТЯН (Армения):

«Турция — единственная страна, которая в своих заявлениях однозначно выразила поддержку действий Азербайджана. Она не призвала обе стороны прекратить огонь, а открыто заняла сторону Азербайджана, и, заявив, что готова во всем его поддерживать, сделала антиармянские заявления.

Кроме того, не стоит забывать, что с 1993 года Турция закрыла свою границу с Арменией. Сейчас это единственная закрытая граница в Европе, хотя обе страны не находятся в состоянии войны. И это также было сделано в знак поддержки Азербайджана и с целью совместной блокады Армении.

Поэтому можно сказать, что Турция уже участник этого конфликта, так как блокада уже является проявлением враждебных действий.

Не вовлекаясь напрямую в военный конфликт, Турецкая Республика оказывает всяческую поддержку Азербайджану, начиная с военно-технической сферы и заканчивая дипломатической помощью и блокадой Армении».

Наир АЛИЕВ (Азербайджан):

«Турция с первого дня конфликта четко обозначила позицию: однозначная поддержка азербайджанцев. И она будет поддерживать нас всеми возможными способами, хотя я не думаю, что Турция станет атаковать Армению. Этого не будет».

Будет ли Россия играть роль в миротворца между двумя странами? 

Айк ХАЛАТЯН (Армения):

«Минская группа ОБСЕ включает две сверхдержавы: Российскую Федерацию и США. Поэтому нельзя сказать, что только Москва не может справиться с ролью миротворца. У этих держав, а также у Франции как у представителя ЕС есть большое влияние на Армению и Азербайджан.

Но, учитывая, какие диаметрально противоположные позиции у конфликтующих стран, не думаю, что посредники сейчас могут добиться мирного урегулирования конфликта.

Другой вопрос заключается в том, как не допускать подобных эскалаций. К сожалению, посредникам не удалось добиться от Азербайджана выполнения договоренностей, которые были достигнуты в Вене и в Санкт-Петербурге, о введении определенного механизма в расследовании инцидентов на передовой. И это хорошо показывает, какая сторона конфликта заинтересована в эскалации, потому что Армения неоднократно заявляла, что готова на внедрение механизма расследования инцидентов на передовой, который позволит выяснить, кто нарушает режим прекращения огня.

По моему мнению, посредники должны заставить Азербайджан согласиться на внедрение этого механизма, чтобы избежать жертв с обеих сторон. Иначе подобные случаи будут происходить регулярно.

При этом, говоря о роли России, должен отметить, что армянское общество негативно относится к нынешней равноудаленной позиции России в этом конфликте, так как Армения — единственный военно-политический союзник Москвы в регионе. И вызывает определенные вопросы ситуация, когда военно-политический союзник Азербайджана в лице Турции открыто выражает поддержку действиям Баку, поддерживает агрессивные действия Азербайджана против Армении, а наш союзник занимает равноудаленную позицию. Это бьет по имиджу России в армянском обществе.

Также и ОДКБ заняла довольно странную позицию в этом вопросе, фактически не реагируя на открытый акт агрессии против государства — участника организации. Но, учитывая проблемы этого блока, это было ожидаемо. Нужно понимать, что для Армении ОДКБ является одним из форматов сотрудничества с Россией, и каких-либо серьезных ожиданий от других стран союза у Еревана нет».

Наир АЛИЕВ (Азербайджан):

«Россия является самым активным участником переговорного процесса и миротворцем. Но у Российской Федерации не получается оказать давление на новое руководство Армении, к которому, как мне кажется, в Москве есть откровенная антипатия, потому что это проект Запада и Сороса.

Неслучайно в Армении находится второе по числу сотрудников посольство США в мире.

Кроме того, есть огромное количество неправительственных и некоммерческих организаций, которые финансируются Соросом. И ведь закономерно, что именно в Армении проходят семинары по обучению и проведению "цветных революций". Уже два таких семинара было проведено.

Тридцать лет идут переговоры; наверно, за это время все-таки смогли выработать формулу, и предыдущая власть согласилась, но Никол Пашинян сказал, что ничего не знает. Тем самым он подставил позиции России как главного переговорщика, так как именно благодаря ей все это было достигнуто».

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
Оторвать от России: зачем Европе нужно «Восточное партнерство»
22 июня 2020
Из всех стран — участниц программы «Восточного партнерства» ЕС по сравнению с «передовыми» Молдовой и Украиной относительно успешными оказались нейтральный Азербайджан и выбравшие евразийскую интеграцию вместо европейской Беларусь и Армения.
Стоять, бояться: ЕС грозит «независимой» Украине санкциями
15 июля 2020
Только президент Владимир Зеленский заявил, что «от Украины никто ничего не может требовать, мы — независимая страна», на следующий же день последовал окрик «Место!» от посла ЕС в Киеве Матти Маасикаса.
Белорусский депутат: союз с Россией для Беларуси важнее «Восточного партнерства»
19 июня 2020
Союз с Россией и Евразийский экономический союз (ЕАЭС) для Беларуси важнее связей с Европой и участия в программе «Восточное партнерство», заявил лидер Либерально-демократической партии Беларуси Олег Гайдукевич.
Экс-депутат Европарламента: Польша реализует свои амбициозные планы за счет «Восточного партнерства»
19 июня 2020
«Восточное партнерство» нужно Польше для реализации своих далекоидущих планов на постсоветском пространстве, заявил в ходе онлайн-семинара RuBaltic.Ru экс-депутат Европарламента, сопредседатель Русского союза Латвии Мирослав Митрофанов.
Новости партнёров