Проект строительства Крымского моста официально завершен. Отныне доехать на полуостров с «материковой» России можно не только на автомобиле, но и на поезде. Это будет способствовать увеличению туристического потока, снижению цен на продовольственные товары и оживлению строительной отрасли. Однако железная дорога над Керченским проливом свяжет Россию не только со своими гражданами — Крымский мост станет мощным инструментом «мягкой силы», которая обеспечит притягательность России для жителей Украины.
«Свидомые» украинские журналисты любят вспоминать, что первый мост через Керченский пролив хотели построить нацисты. Проект реализовать не успели, но соединили берега монорельсом, с помощью которого транспортировали над водой различные грузы. В декабре 1943 года, когда красноармейцы высадились в Керчи, эту незамысловатую конструкцию взорвали.
И новоявленный «агрессор», дескать, рано или поздно повторит судьбу гитлеровцев!
Отдельные индивиды по-прежнему свято верят, что по Крымскому мосту российская армия в спешном порядке будет вывозить с полуострова имущество. Как свое, так и «награбленное». В основном, конечно, свое: при Украине столичные власти не баловали крымчан проектами вроде реконструкции «Артека» или строительства нового терминала в аэропорту Симферополя…
Развивая мысль о бегстве «оккупантов», некоторые приходят к выводу, что рушить ненавистный мост над Керченским проливом не стоит — его нужно использовать. Для того, чтобы связать «украинский» Крым с «украинской» Кубанью. Если вынести за скобки нездоровые имперские амбиции Незалежной, то можно увидеть в этом утверждении зерно здравого смысла.
Ведь Крымский мост действительно соединяет большую Россию не только с крымчанами, но и с украинцами, которые ежегодно посещают здешние курорты.
До событий 2014 года проекты автомобильного, железнодорожного и даже подводного сообщения Крыма и Кубани воспринимались именно как инструмент сближения двух стран. Разве что за исключением 1990-х годов, когда местные власти в стремлении отмежеваться от Киева делали немало символических жестов: переходили на российское время, вводили рублевую зону, демонстративно обсуждали перспективы строительства моста над Керченским проливом.
Последняя идея ожила спустя несколько лет, когда крымский кризис был урегулирован, а стабилизация экономики на постсоветском пространстве благоприятствовала реализации больших инфраструктурных проектов.
Россия, конечно, была обеими руками за строительство моста. Достаточно вспомнить, как мэр Москвы Юрий Лужков в 2007 году заявлял о готовности выделить на это около 100 миллионов долларов из столичного бюджета. Но произошло это только после начала серьезной дискуссии, инициированной украинским Минтрансом.
Киев руководствовался простой логикой: если соединить Крым и Кубань, то многочисленные туристы на российском Кавказе без труда смогут отправиться еще и на полуостров.
Отдельный блок вопросов был связан с возможностью активизации товарооборота. Примечательно, что всего через два месяца после вступления в должность президента Украины Виктор Янукович сумел договориться о строительстве моста с президентом России Дмитрием Медведевым, причем договоренности были закреплены в письменном виде. Тогда же министры иностранных дел соседних стран начали переговоры о демаркации государственной границы в Керченском проливе.
Эти события ознаменовали начало потепления российско-украинских отношений при Януковиче, которое, впрочем, быстро сошло на нет. Правительство Азарова «бодалось» с РФ по целому ряду вопросов, особенно тяжелыми были газовые переговоры. Как замечает энергоэксперт Дмитрий Марунич, премьер-министр Украины целых полтора года ни о чем не мог договориться с «Газпромом». Политическая конъюнктура явно не способствовала строительству моста над Керченским проливом.
С Юлией Тимошенко, кстати, приключилась та же история.
В 2008 году тогдашняя глава Кабмина договорилась о реализации проекта с премьер-министром РФ Виктором Зубковым. Но потом начался очередной виток эскалации газового конфликта, который тоже не сыграл на руку сторонникам строительства моста.
Символично, что последнее межгосударственное соглашение о транспортном соединении Крыма и России было подписано в декабре 2013 года, в разгар «революции достоинства». Именно по этому соглашению через три месяца РФ начала искать подрядчиков. Только реализовывать проект пришлось уже без участия украинской стороны.
После «русской весны» концепция моста над Керченским проливом изменилась радикально: отныне он был призван соединить не Украину с Россией, а два российских региона. Впрочем, первоначальную задумку не стоит сбрасывать со счетов.
Как показывает практика, «оккупация» полуострова не смущает тех украинцев, которые привыкли проводить отпуск в Крыму.
Официальные данные российской стороны рисуют неприятную для официального Киева картину: Крым среди украинцев в последние годы становится популярнее. По состоянию на сентябрь 2019 года его посетили примерно 900 тысяч отдыхающих из соседней страны. Это не намного больше, чем годом ранее, но и обратной тенденции не наблюдается.
За последние пять лет украинские любители крымских курортов не нашли им достойную замену. Да и зачем искать, если российские власти их радушно принимают? У тех, кто хочет пересечь административную границу Украины с Крымом, проблемы, как правило, не возникают, то есть они без проблем могут прокатиться на поезде или автомобиле над Керченским проливом, чтобы открыть для себя российский Кавказ.
Кроме того, целый пул украинских «экспертов» уверял соотечественников в невозможности достроить Крымский мост. Именно они создали Крымскому мосту репутацию мега-объекта, над которым даже условным японцам придется попотеть. Куда там отсталой «Рашке»! Теперь же проект реализован. И есть даже способ убедиться в том, что это не оптическая иллюзия, — проехать по нему!
А затем гражданину Украины впору вспомнить, как обстоят дела с мостами у него дома.
К примеру, как стеклянный «мост Кличко» в Киеве покрылся трещинами на следующий день после открытия. Или в каком ужасном состоянии находится столичный мост Патона. Или как Незалежная уже 15 лет не может достроить несчастную автотранспортную магистраль через Днепр в Запорожье.
Примеров уйма.
Закономерный интерес украинцев к Крымскому мосту еще в прошлом году вызвал беспокойство Киева. «Несмотря на отсутствие каких-либо официальных пунктов пропуска через государственную границу или контрольных пунктов въезда-выезда вблизи моста, пересечение границы Украины через Крымский мост будет считаться уголовным преступлением. Ответственность — лишение свободы на срок от трех до восьми лет (в зависимости от наличия квалифицирующих обстоятельств)», — угрожал соотечественникам секретарь комитета Верховной рады по национальной безопасности и обороне Иван Винник. Он же призывал усилить уголовную ответственность за это «преступление».
Одно неясно: откуда у украинских властей появятся списки нарушителей?
Факт поездки по Крымскому мосту, в отличие, например, от получения российского паспорта по упрощенной процедуре, даже не фиксируется документально. Поэтому угрозы Винника и компании могут напугать только тех, кто верит во всемогущество СБУ.
Но такие кадры на полуостров не поедут из принципа. Для остальных граждан Украины Крымский мост открыт и ожидает их с нетерпением.