Новоизбранный президент Украины Владимир Зеленский совершил первую поездку в так называемую зону Операции объединенных сил (ООС). Особое внимание главнокомандующий украинской армии уделил улучшению бытовых условий на передовой. Об обещаниях прекратить кровопролитие Зеленский уже не вспоминает. Теперь, похоже, перед ним стоит другая задача — сделать так, чтобы война против собственного народа для бойцов ВСУ была максимально «комфортной».
Поездка Зеленского на передовую состоялась ровно через неделю после его инаугурационной речи. За это время он успел сделать многое: разогнал Верховную раду, осуществил первые кадровые назначения, вступил в конфронтацию с депутатским корпусом, который отказался даже рассматривать вопрос о принятии выгодного гаранту Избирательного кодекса. Даже приложил руку к борьбе со стихией в Закарпатской области, заявляя о готовности прилететь и лично проконтролировать ликвидацию последствий паводка.
В общем, «жить стало лучше, жить стало веселее»!
После победы на выборах Зеленский пытается держать высокий темп, который взял сразу после решения баллотироваться на высший государственный пост. За это его можно только похвалить: народ ждет решительных действий. Но в правильное ли русло президент направляет свою энергию?
Не будем лишний раз напоминать, что, практически по всем соцопросам, проблема войны остается для украинцев самой животрепещущей.
Важно то, что в лице Зеленского страна видит человека, который может положить конец кровопролитию.
Популярный украинский новостной портал «Корреспондент», который аккумулирует разношерстную публику, недавно задал своим посетителям вопрос: «Чего вы ожидаете от президентства Владимира Зеленского?»
В голосовании приняло участие больше 32 тысяч человек. Выяснилось, что 25,7% респондентов вообще ничего не ждут от Зеленского.
Немного больше (26,4%) всё же надеются, что новая власть завершит войну на Донбассе — это самый популярный ответ.
Во время избирательной кампании Зеленский умело эксплуатировал запрос на мирное урегулирование конфликта, хотя и не делал резких заявлений. Этого и не требовалось. Сам образ кандидата давал людям надежду: выходец с Восточной Украины, русскоговорящий, долгие годы развивавший бизнес в России и не имеющий отношения к продажным украинским элитам, которые эту войну развязали. Да, в 2014 году нелицеприятно отзывался об ополченцах и людях, которые их поддерживают. Но страна уже давно не живет в логике 2014 года.
Ключевым месседжем Зеленского-кандидата были слова о том, что он готов договариваться «хоть с чертом лысым», чтобы на Украине наступил мир.
У Зеленского-президента месседжи другие.
На вопрос журналиста, начнутся ли переговоры с Россией, он отвечает «нет». Сигнал более чем тревожный. И не потому, что Зеленский якобы исключает возможность контактов с Владимиром Путиным — он и сам еще не знает, чего хочет. В данном случае куда важнее эмоции, которые украинский президент либо еще не умеет, либо не хочет прятать.
Короткое «нет» — свидетельство того, что разговоры о России и Донбассе его уже раздражают. В самом деле, сейчас у Зеленского всё красиво: инаугурация, поздравления, первые кадровые назначения. Политический медовый месяц. Кому захочется омрачать его проблемой Донбасса?
Параллельно с этим глава администрации президента Андрей Богдан дал понять, что в команде Зеленского не рассматривают председателя политсовета «Оппозиционной платформы — За жизнь» Виктора Медведчука как переговорщика с украинской стороны.
И в этом вопросе новая власть уже переплюнула предыдущую!
Медведчук стоял у истоков переговоров по мирному урегулированию конфликта, координировал процесс обмена военнопленными и обеспечивал прямую связь между президентами Украины и России. Даже Петру Порошенко хватало ума не отказываться от его услуг, хотя связь с кумом Путина больно била по его имиджу.
Тот же Богдан в эфире одного из украинских телеканалов заявил, что команда президента собирается применять по отношению к России «метод кнута и пряника». Так он прокомментировал призыв своего босса усилить международные антироссийские санкции. Не будем цепляться к словам. Но весьма показательно, что Зе-команда первым делом взялась не за «пряник», а за «кнут».
Все точки над «і» президент Незалежной расставил, когда Международный трибунал по морскому праву вынес вердикт о незаконном задержании Россией украинских моряков. Их освобождение, по мнению Зеленского, станет сигналом о готовности Москвы к нормализации отношений с Киевом. Какое отношение инцидент в Керченском проливе имеет к проблеме Донбасса, остается только гадать…
Здесь, пожалуй, и проявляется главное отличие Зеленского-кандидата от Зеленского-президента.
Первый был готов рвать и метать, чтобы принести мир на многострадальную украинскую землю. Второй, деловито сложив руки на груди, говорит: «Я, конечно, готов, но мне нужны сигналы».
Так и хочется спросить: какие сигналы, Владимир Александрович? Война идет на Украине, а не в России. Гибнут граждане Украины, страдает украинская экономика. Пенсионеры умирают на контрольно-пропускных пунктах, которыми украинская власть отгородилась от отколовшихся территорий. Этих сигналов недостаточно?
Кстати, вопрос пенсионеров частично удалось бы решить, если бы Киев возобновил выплаты социальных пособий в особых районах Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО). Это один из пунктов Минских соглашений, и во время предвыборной кампании Зеленский предлагал его выполнить.
Но о своем единственном разумном предложении по Донбассу он почему-то больше не вспоминает. После инаугурации душа о донбасских пенсионерах больше не болит.
Зато Зеленский, как и его предшественник, считает своим долгом позаботиться о бойцах Вооруженных сил (ВСУ) – сделать так, чтобы им хорошо елось, сладко спалось и метко стрелялось (в том числе по мирным жителям).
Порошенко перед выборами мотался на передовую и обещал увеличить военнослужащим доплаты денежного довольствия. Зеленский инспектирует бытовые условия, качество питания и укомплектованность подразделений украинской армии.
А как иначе? Есть вещи, которые президент майданной Украины делать обязан. Об этом новоиспеченному гаранту недавно напомнил бывший лидер запрещенного в России «Правого сектора» Дмитрий Ярош: «Зеленский в своей инаугурационной речи говорил, что готов потерять рейтинги, популярность, должность. Нет, он потеряет жизнь. Будет висеть на каком-то дереве на Крещатике, если предаст Украину и тех людей, которые на революции и войне погибли».
Над серьезностью намерений Яроша можно иронизировать, но его угрозы — это не пустой звук.
Зеленский уже стал заложником активного меньшинства, которое готово навязывать стране свою точку зрения — выходить на акции протеста, подрывать опоры ЛЭП на границе с Крымом, требовать принятия языкового закона и т.д.
А что готово делать пассивное большинство? Раз в пять лет прийти на выборы, поставить галочку в бюллетене и ждать чуда. Неудивительно, что чуда не происходит.