На днях сразу два авторитетных социологических центра на Украине опубликовали результаты последних опросов, которые проводились после введения военного положения. Эти же компании изучали электоральные настроения украинцев в конце октября — начале ноября. Путем сопоставления данных можно выяснить, как афера президента Порошенко повлияла на настроения украинцев. Если копнуть глубже, становится ясно, что авантюризм Петра Алексеевича сыграл с ним злую шутку.
Вся украинская социология сегодня крутится вокруг одного вопроса: за кого страна готова проголосовать на предстоящих выборах президента? Выяснить это в очередной раз попытался Киевский международный институт социологии (КМИС). Его сотрудники опросили 2 тысячи человек из разных городов и сел Украины. Опрос проводился с 23 ноября по 3 декабря, но основная масса респондентов выбирала фаворитов предвыборной гонки уже после введения военного положения.
Месяц назад КМИС совместно с двумя другими компаниями — Центром Разумкова и социологической группой «Рейтинг» — уже презентовал исследование электоральных настроений украинцев. Сопоставляя его результаты со свежей социологией, мы можем увидеть, как повлияло введение военного положения на рейтинги кандидатов в президенты.
Пальму первенства по-прежнему удерживает Юлия Тимошенко. Если бы выборы президента состоялись в начале декабря, то за нее отдали бы голоса 21,2% избирателей (среди тех, кто определился со своим выбором). Месяцем ранее за нее готовы были проголосовать 20,7%. Рост рейтинга на уровне половины процента можно списать на статистическую погрешность. То есть Тимошенко планку не поднимает.
После «прокола» с введением военного положения можно было предположить, что и без того скромные рейтинги Петра Порошенко просядут еще больше. Но по факту этого не произошло. Если верить результатам последнего опроса, действующего гаранта поддерживают 11,6% избирателей, которые уже определились с выбором. Это на 1,3% больше, чем в конце октября — начале ноября. Прирост, впрочем, тоже весьма скромный.
Чуть более ощутимо изменился рейтинг лидера «Гражданской позиции» Анатолия Гриценко, который ушел в минус на 1,7%, и теперь его поддерживают 8,2%. Кандидат от «Оппозиционной платформы — За жизнь» Юрий Бойко, напротив, подтянулся на 2,7% и вышел на четвертое место с 11%.
Главный же сюрприз Киевского международного института социологии — это рейтинг юмориста Владимира Зеленского. Во время предыдущего опроса он уже успел обогнать Петра Порошенко — тогда за него были готовы проголосовать 11,4% избирателей.
Можно было предположить, что для лидера студии «Квартал 95» это потолок. Но сегодня его рейтинг подскочил до 14,6%. Подобной динамикой не может похвастаться ни один из кандидатов.
Для Порошенко, который, казалось бы, немного прибавил, ситуация складывается не лучшим образом. Если в конце октября — начале ноября он отставал от второго места всего на 1,1%, то теперь отрыв увеличился до 3%. О погоне за Тимошенко говорить вообще не приходится — для остальных кандидатов она по-прежнему «маяк, мерцающий вдали».
Впрочем, после первого тура лидерство «газовой принцессы» может оказаться эфемерным. Ей придется непросто в паре со всеми кандидатами, кроме действующего президента. Но со всеми она пока справляется, и только один человек выигрывает у нее в прогнозируемом втором туре. Догадались, о ком идет речь?
В случае выхода во второй тур Тимошенко и Зеленского последний побеждает с перевесом в 0,8%. Опять-таки отдадим должное ее величеству статистической погрешности. Пока что с уверенностью можно говорить о том, что Тимошенко и Зеленский идут нога в ногу. И Юлию Владимировну это наверняка не радует.
А для Петра Порошенко успех Зеленского, как говорится, смерти подобен. Вспомним слова политолога Руслана Бизяева, который в интервью аналитическому порталу RuBaltic.Ru говорил, что с помощью рейтингов Зеленского олигарх Игорь Коломойский пытается политически «кошмарить» президента. Почему украинский юморист столь опасен для Порошенко?
На то есть несколько причин.
Во-первых, именно из-за Зеленского при нынешнем раскладе Петр Алексеевич не выходит во второй тур. Во-вторых, лидер «Квартала» отчасти играет на электоральном поле Порошенко и гарантированно отнимает у него часть голосов в южных и центральных областях. В-третьих, в случае выдвижения Зеленский сможет воспользоваться финансовыми, медийными и политическими ресурсами такого «тяжеловеса», как Игорь Коломойский.
Наконец, для президента прозвучал еще один тревожный звоночек: если он выйдет во второй тур с Зеленским (хотя при нынешнем рейтинге Тимошенко это кажется нереальным), то последний его просто «нокаутирует».
Самая убедительная победа из всех потенциальных пар кандидатов — это победа Зеленского над Порошенко (27,8% против 11,2%). Хотя Петр Алексеевич во втором туре проигрывает абсолютно всем…
Так или иначе, задачи нужно решать по мере их поступления. Устранение Зеленского для Порошенко — насущная необходимость. И некоторые эксперты предполагают, что введение военного положения на Украине задумывалось в том числе как удар по президентским амбициям известного юмориста.
Главные цели у Петра Алексеевича были другие — отсрочить выборы и сконцентрировать в своих руках больше административного ресурса (которого у него и так выше крыши). Но в теории введение военного положения должно было стать для украинцев холодным душем.
Порошенко пытался напомнить согражданам, что они живут в условиях перманентной «священной войны» с недремлющим «агрессором». Как же можно доверять пост верховного главнокомандующего несерьезным персонажам вроде комика Владимира Зеленского?
Шутки в сторону, господа украинцы!
Кстати, эту риторику до введения военного положения поддерживали некоторые украинские журналисты. К примеру, во время интервью с Игорем Коломойским, которое записывалось до известных событий, главный редактор издания «Левый берег» Соня Кошкина ставила вопрос ребром: как можно представить себе Зеленского в роли верховного главнокомандующего? Разве это не смешно?
Тема войны казалась слабым местом юмориста — не сюда ли попытались ударить политтехнологи Порошенко?
Вот только сам процесс введения военного положения из серьезной процедуры превратился в какое-то сумасбродное юмористическое шоу. А в шоу-бизнесе Зеленский как рыба в воде!
Не будем гадать, как украинцы отнеслись к введению военного положения — на Украине уже провели соответствующий соцопрос. Его результаты 11 декабря презентовала социологическая группа «Рейтинг».
Выясняется, что Россию считают агрессором 62% украинцев. 58% полагают, что РФ осуществила военную агрессию против украинских кораблей в Керченском проливе. Казалось бы, военное положение тоже должно одобрять большинство респондентов?
Нет: 39% граждан совсем не поддерживают этот шаг президента, еще 19% — скорее не поддерживают. Тех, кто скорее или полностью поддерживает военное положение, суммарно оказалось всего 33%.
Вывод напрашивается сам собой: с самим военным положением что-то не так. Какое-то оно неправильное, раз украинцы, которые верят в «агрессию», его не одобряют…
Но вернемся к Зеленскому. Его электорат — это русскоязычные жители юга, востока и частично центра Украины. На запад он не замахивается. Очевидно, рост его рейтинга в последнем соцопросе также обеспечили жители центральных и юго-восточных областей. Что это значит?
В ответ на введение «фейкового» военного положения русскоязычное население Украины начинает сильнее поддерживать кандидата-юмориста.
Вы устроили цирк в Верховной раде — мы голосуем за Зеленского. Вы пытаетесь показать серьезность ситуации — мы поддерживаем несерьезного кандидата.
Возросший рейтинг лидера студии «Квартал 95» — это форма выражения протестных настроений. Чем больше украинская политика напоминает клоунаду, тем больше народ поддерживает клоуна. И введение военного положения наглядно это продемонстрировало.
А Петр Алексеевич в очередной раз облажался. Он-то хотел выступить в роли воина, защитника нации! Но итог его бравады — отставание от кандидата-шута. Это, похоже, сильно бьет по его самолюбию.