Власти Франции начали проверку информации о причастности России к протестам «желтых жилетов» в центре Парижа. Первой о том, что за «желтыми жилетами» стоит Кремль, заявила Служба безопасности Украины, и французские спецслужбы приняли эту подачу. Парижские беспорядки часто сравнивают с украинским майданом, но подлинное сходство с Украиной состоит в поведении французских властей, которые в критической для себя ситуации не могут придумать ничего лучше, как взять на вооружение провинциальные оправдания Восточной Европы о виновной во всех ее неудачах «руке Москвы».
В социальных сетях шутили, что Россию рано или поздно объявят виновной в организации (или, по крайней мере, в подстрекательстве) протестов «желтых жилетов». Эта версия напрашивалась сама собой: без Кремля, как известно, не обходится ни одна шумиха на европейском континенте. Даже удивительно, что о российском вмешательстве заговорили лишь через несколько недель после первых протестных акций.
Оставим за скобками всевозможных украинских блогеров, которые с самого начала увидели за митингующими «торчащие уши Кремля». Эти уши мерещились им даже за террористическими атаками в Париже в ноябре 2015 года.
Но сегодня «эксперты» могут сами себе поаплодировать: к их «авторитетному» мнению прислушались. Причем прислушались не зрители с интеллектом ниже среднего, для которых они и вещают, а люди с претензией на серьезность.
К таковым можно отнести главу Службы безопасности Украины (СБУ) Василия Грицака. Будучи доблестным солдатом «революции достоинства», Грицак славится умением демонстративно превращать работу СБУ в дешевый фарс. Неудивительно, что от него и прозвучали заявления о попытках Кремля «разрушить европейскую стабильность», которая россиянам поперек горла стоит.
По мнению украинского генерала, в последние годы Москва неустанно пытается взять под контроль европейских правых.
«Для приобретения «революционного опыта» сотни радикалов из Европы были завербованы в незаконные террористические вооруженные формирования или специально доставлены в качестве фальшивых наблюдателей на псевдовыборы в аннексированном Крыму и оккупированном Донбассе, — передает слова Грицака официальная страница СБУ в Facebook. — Сегодня те же радикалы под знаменами так называемой ДНР и под руководством ФСБ России и управления Генерального штаба российской армии проходят "практический экзамен". За спинами мирных протестующих они прибегают к организации беспорядков и актов насилия во Франции».
Человек, не знакомый с методами работы СБУ, невольно может восхититься. Какая огромная работа проделана! Раскрыта целая агентурная сеть, изобличены сотни путинских прихвостней, установлена их причастность к актам насилия. Или не установлена?
Судите сами: в качестве доказательств СБУ выкладывает всего одну фотографию, на которой двое мужчин держат флаг Донецкой народной республики (ДНР). Сотрудники ведомства быстро вычислили, что это активисты Сорлин Фабрис и Ксавье Моро, которые неоднократно бывали в Донбассе. Сделать это было нетрудно: во-первых, оба они внесены в базу скандального сайта «Миротворец». Во-вторых, такую же фотографию Ксавье Моро опубликовал на своей странице «Вконтакте».
Что значит появление флага ДНР в центре Парижа?
Очевидно, среди «желтых жилетов» есть люди, которые симпатизируют непризнанным республикам Донбасса. И ничего удивительного в этом нет, учитывая социальную и политическую «разношерстность» протестующих.
Среди них можно найти и фашистов, и либералов, и коммунистов. Людей с украинской символикой в том числе. Кого там только нет!
К тому же флаги ДНР на улицах европейских городов появляются регулярно. Они здесь не запрещены. Так зачем Грицак подвязал к одинокому черно-сине-красному полотнищу целый триллер о путинских агентах, которые расшатывают Францию?
«Интеллектуалы» вроде народного депутата Борислава Березы этим вопросом не задаются — они призывают президента Франции Эммануэля Макрона давить «рашистскую пошесть в зародыше». А то ведь можно и новую народную республику где-нибудь на востоке прозевать. Береза и не такое расскажет…
Немного сдержаннее по этому поводу высказалась вице-спикер Верховной рады Ирина Геращенко: дескать, протесты вспыхнули не с подачи Кремля, но Россия все равно намеревается извлечь из них свою выгоду. «У России нюх на кризисы, и она виртуозно умеет их подкармливать — через своих внутренних лоббистов или "туристов"», — уверяет Геращенко.
Украинская свистопляска на международной арене наверняка так и осталась бы незамеченной, если бы риторику Киева не переняла западная пресса, в частности, британская, у которой на почве дела Скрипалей наблюдается приступ шпиономании.
Утверждения о «российском следе» распространила газета The Times. Журналисты ссылаются на исследование компании New Knowledge, согласно которому с начала парижских манифестаций группа из почти двух сотен аккаунтов в соцсетях стала ежедневно распространять провокационные сообщения. И аккаунты эти якобы связаны с Россией.
Примерно то же самое заявляет Bloomberg: «кремлевские боты» ополчились на Макрона и начали распространять ложную и непроверенную информацию. В одном только Twitter специалисты Альянса обеспечения демократии насчитали 600 пророссийских ботов.
Комментируя эти сообщения, министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан заявил, что Генеральный секретариат национальной обороны уже ведет расследование.
«Я слышал эти слухи, генеральный секретариат национальной обороны проводит расследование, и надо дождаться его результатов», — сказал глава МИД в интервью телеканалу LCI.
Разговоры о «российском следе» странным образом активизировались именно в тот момент, когда «козыри» французского правительства оказались биты.
Макрон и компания явно рассчитывали на то, что революционный пыл «желтых жилетов» после введения моратория на повышение налогов если и не угаснет сразу, то постепенно пойдет на спад. Но в минувшие выходные подтвердилась версия, которую в недавнем интервью аналитическому порталу RuBaltic.Ru озвучил журналист Дмитрий де Кошко: французы посчитали, что над ними издеваются.
Безобидные требования отменить повышение акцизов на бензин и дизельное топливо сегодня уходят на второй план. «Желтые жилеты» поднимают ставки: вчера они огласили новый список требований к правительству, который состоит из 25 пунктов. Теперь от Макрона требуют изменить миграционную политику, отменить приватизацию и даже выйти из НАТО и ЕС.
Сказать, что французский президент растерян — не сказать ничего. После долгого молчания он, наконец, обратился к народу и объявил о введении чрезвычайного положения. Но какие бы меры ни предпринял Макрон, успокоить французов теперь гораздо труднее, чем пару недель назад.
Что же предпринимает официальный Париж в критический для себя момент? Цепляется за «спасательный круг», который ему кидают британские журналисты и украинские «борцуны».
Но спасательный круг в данном случае может потянуть правительство Франции ко дну. Отыскав «российский след», Макрон в лучшем случае ничего не выиграет, в худшем — еще больше озлобит своих соотечественников, которые увидят в этом очередную попытку президента снять с себя ответственность. А запас прочности, очевидно, у Макрона уже небольшой.