Уже через три с половиной месяца должен состояться первый тур выборов президента Украины. В программе каждого из кандидатов в обязательном порядке будет наличествовать пункт о способах решения конфликта в Донбассе, ведь вопрос установления мира более чем две трети украинцев считают важнейшим для страны. Аналитический портал RuBaltic.Ru попытался проанализировать, какие шаги для завершения конфликта предлагают топ-кандидаты будущей президентской гонки.
Петр Порошенко
Предложения действующего президента Украины относительно завершения конфликта на Донбассе весьма эклектичны и непоследовательны. С одной стороны, Порошенко заявляет о необходимости полной имплементации Минских соглашений, а с другой — он является подписантом закона «о реинтеграции / деоккупации Донбасса», явно противоречащего Минским соглашениям и делающего проведение выборов в регионе невозможным «до момента деоккупации».
Кроме того, Порошенко в начале 2017 года решением Совбеза легитимизировал блокаду Донбасса, начатую «активистами», требовавшими изначально проведения обмена пленными и прекращения торговых операций с неподконтрольным Киеву регионом.
Вопреки тому, что закон «о реинтеграции / деоккупации Донбасса» провозглашает неподконтрольный Киеву Донбасс «оккупированным Российской Федерацией», Порошенко осенью 2018 года инициировал продление закона об особом порядке самоуправления в Донецкой и Луганской областях до конца 2019 года. Однако в силу этот закон может вступить только после возврата региона под контроль Киева. Данный закон прежде всего был пролонгирован, как заявил глава МИД Украины Павел Климкин, «для консолидации международной коалиции вокруг Украины», то есть для продления санкций против РФ со стороны ЕС и США, а не во имя завершения конфликта. Порошенко и прочие представители киевской власти продолжают требовать ужесточения санкций против РФ, усматривая в этом один из способов скорейшего завершения конфликта.
В 2016 году Порошенко со многих международных трибун ратовал за введение полицейской миссии ОБСЕ в Донбассе, хотя в администрации президента не могли не знать, что устав ОБСЕ не предполагает развертывания вооруженных миссий и у этой организации нет соответствующего опыта. Через некоторое время идея была отложена в долгий ящик, не найдя отклика у международной общественности.
Со второй половины 2017 года Порошенко не единожды заявлял о необходимости развертывания миротворческой миссии ООН в Донбассе, хотя ранее эта идея была табуирована в украинском медийном поле и провластной экспертной среде. При этом Киев не согласился с позицией Москвы по формату миротворческой миссии (охранная миссия ООН для сотрудников СММ ОБСЕ), но так и не подал собственный проект резолюции в Совбез ООН.
Выступая на Генассамблее ООН в сентябре этого года, Порошенко упомянул о миротворцах предельно кратко, заявив, что нужна миссия «с мощным мандатом и широким кругом ответственности» (что бы это ни значило).
Тупик в урегулировании конфликта в Донбассе вызван в том числе диаметрально противоположной позицией Киева и Москвы. Украинская сторона не признает самопровозглашенные республики Донбасса участниками конфликта, декларируя позицию о пребывании в состоянии межгосударственного вооруженного конфликта с Россией, а Москва, ссылаясь на букву Минских соглашений, считает себя лишь посредником в урегулировании конфликта, но не его участником.
Вероятнее всего, в случае переизбрания Порошенко на второй президентский срок в Донбассе будет сохраняться статус-кво, а в выполнении Минских соглашений значительного прогресса не будет.
Хотя в июле 2016 года на встрече с премьер-министром Канады Джастином Трюдо Порошенко заявил, что Киев выполнил «Минск-2» на 95%...
Юлия Тимошенко
Начав активную предвыборную кампанию, Тимошенко продвигает идею проведения переговоров в новом углубленном формате «Будапешт плюс». Базовым документом для урегулирования конфликта, по мнению Юлии Владимировны, должен стать Будапештский меморандум, а Минские соглашения необходимо признать неэффективными. В этот переговорный формат, помимо лидеров государств — подписантов меморандума, необходимо включить Верховного комиссара ЕС и руководство Германии.
5 декабря, в честь 24-ой годовщины подписания Будапештского меморандума, на своей странице в Facebook Тимошенко написала следующее: «Лидеры США, Великобритании и России подписались под гарантиями суверенитета и безопасности Украины в обмен на наш отказ от ядерного оружия. Генеральная Ассамблея ООН приняла меморандум как официальный документ. Позже свои подписи под ним поставили Франция и Китай. И именно на Будапештский меморандум мы должны опираться сейчас на дипломатическом фронте, чтобы обуздать агрессора — Россию.
"Будапешт плюс" — это часть нашей новой стратегии мира и безопасности. Другие составляющие для победы — это укрепление украинской армии и усиление санкций против России, а также юридические действия для взыскания компенсации с агрессора».
Свои предложения Тимошенко пытается продвигать в Вашингтоне, где коммуницирует с Куртом Волкером, рядом сенаторов, а также с аналитическими и лоббистскими структурами. Последний визит в США Тимошенко датирован 4–7 декабря.
Слабым местом плана Тимошенко является незаинтересованность внешних игроков в проведении консультаций на базе основательно покрывшегося нафталином Будапештского меморандума.
Все внешние игроки декларируют позицию относительно незыблемости утвержденных резолюцией Совбеза ООН текста Минских соглашений, которые должны стать основой для урегулирования конфликта в Донбассе. Украинская дипломатия пребывает не в том состоянии, чтобы заставить международных акторов провести хотя бы консультации в формате «Будапешт плюс».
Кроме того, Тимошенко категорически не признает самопровозглашенные республики Донбасса субъектом конфликта, что не приближает поиск компромисса. Хотя, к примеру, олигарх Игорь Коломойский, назвавший Тимошенко «фаворитом этого чемпионата» (подразумевая выборы), в одном из последних интервью заявил следующее: «В вопросе Донбасса все зависит от нас. Мы воюем сами с собой. Как вернуть Донбасс? Ну, надо с ними о чем-то договориться, с теми, кто там есть. Вот эти разговоры, что там сидит Путин и всем командует, — это все смешно».
Юрий Бойко
Бойко является единственным топ-кандидатом, опирающимся в первую очередь на бывших избирателей «Партии регионов» и Компартии. Но при этом он имеет шанс на выход во второй тур президентских выборов. Будучи долгое время сопредседателем фракции «Оппозиционный блок» в парламенте, Бойко выступал за проведение прямых переговоров между Киевом и Москвой, а также между Киевом и Донецком с Луганском. В определенной степени Бойко выражал интересы крупной буржуазии юго-востока Украины, которая, следуя бизнес-логике, стремилась прагматизировать отношения с РФ и вернуть активы на неподконтрольном Киеву Донбассе.
На выборы Бойко идет от «Оппозиционной платформы — За жизнь» с лозунгами, которые сформулировал идеолог объединения оппозиции в лице Виктора Медведчука: мирное урегулирование в Донбассе, налаживание отношений с Россией и странами СНГ, отказ от курса на НАТО. Кроме того, он призвал снять существующие противоречия между соорганизаторами платформы во имя объединения и совместного похода на президентские, а затем и парламентские выборы. Этот призыв поддержал глава партии «За жизнь» Вадим Рабинович, отказавшийся от президентских амбиций, следовательно, на должность главы государства был выдвинут Бойко.
В случае победы на выборах Бойко наверняка будет реализовывать разработанный Медведчуком несколько лет назад и не утративший актуальности план мирного урегулирования.
Отправной точкой плана является принятие Верховной радой четырех законопроектов: об амнистии, о конституционных изменениях в части децентрализации, о выборах в Донбассе, об особом порядке самоуправления в Донбассе. В сентябре 2016 года, взяв за основу «план Медведчука», главы МИД Германии и Франции формализировали предложения по завершению конфликта, получившие название «формула Штайнмайера». Именно на имплементации «формулы Штайнмайера» настаивает Москва в лице своего представителя Бориса Грызлова в Трехсторонней контактной группе в Минске.
Поскольку Бойко, как было сказано выше, ориентируется преимущественно на «антимайданный» электорат, именно его победа предоставит наибольший шанс на реализацию в сжатые сроки Минских соглашений, предполагающих реинтеграцию Донбасса. Тем более, как заявил бывший первый заместитель главы ОБСЕ Александр Хуг, военную составляющую конфликта можно остановить «в течение одного часа», а это откроет путь к политико-дипломатическому урегулированию, к которому неспособна действующая власть, в том числе ввиду отсутствия политического ресурса.
Анатолий Гриценко
Экс-министр обороны Украины Гриценко принимает участие в работе некой закрытой экспертной группы, выдвигающей предложения относительно завершения конфликта в Донбассе.
В июне этого года Гриценко сделал следующее заявление: «В рамках международной группы мы подготовили пакет решений, которые позволят нам вернуть оккупированные территории на достойных условиях. Это закрытая рабочая группа Украины, России, Франции, Германии и США. Периодически собирается в Европе. Кроме официальных переговоров между Волкером и Сурковым, минских и нормандских переговоров, существует еще и такой, где нарабатываются решения, которые ложатся на стол Меркель, Макрона, Путина, Порошенко и Трампа. В этой группе задействованы политики и военные, бывшие и действующие, с опытом работы на должностях уровня министров иностранных дел, министров обороны, послов. Фамилий назвать не могу».
По его словам, разрабатывается поэтапная стратегия развертывания миротворцев: «Мы предложили поэтапную стратегию развертывания миротворцев; детализируем, какие страны должны туда входить, их полномочия. Миссия численностью 30–40 тысяч военных, 5–6 тысяч гражданских. Выполнение плана займет от трех до пяти лет».
Гриценко также заявил, что местные выборы в Донбассе — это заключительный этап. Сначала — перекрытие ныне неподконтрольного Киеву участка российско-украинской границы.
Однако последнее предложение противоречит Минским соглашениям, где четко сказано: «восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта, которое должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования». Кроме того, в предложениях Гриценко нет пункта о прямом диалоге Киева с Донецком и Луганском, без чего Москва едва ли даст согласие на имплементацию вышеуказанных предложений.
Владимир Зеленский
Шоумен Владимир Зеленский еще не высказывался однозначно о планах выдвигаться на президентский пост вопреки тому, что социологи уже не первый месяц включают его имя в опросные листы (в ряде опросов Зеленский даже занимал второе место), а сам шоумен начал размещать билборды со слоганом «Президент — слуга народа». Данный слоган перекликается с названием телесериала «Слуга народа», где Зеленский играет роль президента Украины. Выход третьего сезона сериала запланирован на март 2019 года, когда должен состояться первый тур президентских выборов.
О предвыборной программе Зеленского говорить пока возможным не представляется, но, вероятнее всего, он будет избегать каких-либо радикальных заявлений, декларируя политико-дипломатический путь урегулирования конфликта в Донбассе.
Этот же тезис относится и к музыканту Святославу Вакарчуку, хотя вероятность того, что он будет баллотироваться в президенты, меньше, чем у Зеленского.
Олег Ляшко
Лидер Радикальной партии выступает одновременно за размещение миротворцев в Донбассе (в том числе на границе с РФ, против чего выступают Москва и Донецк с Луганском) и за имплементацию пунктов Будапештского меморандума. Притом большую часть работы в рамках Будапештского меморандума должны, по мнению Ляшко, взять на себя США. Также Ляшко считает, что США должны заключить с Украиной прямой военный договор, а также вместе с ЕС ужесточать санкции против РФ.
Нужно отметить, что среди политиков первого эшелона, имеющих наибольшие рейтинги, Ляшко имеет наиболее низкие шансы на итоговую победу. Хотя бы потому, что Ляшко не является субъектной фигурой, а его роль на выборах, не исключено, сведется к оттягиванию голосов у конкурентов в интересах тех или иных кандидатов.
Послесловие
Еще остается время для появления новых лиц в избирательной гонке, теоретически способных бросить вызов ее фаворитам. Как показывает опыт прошлогодних президентских выборов во Франции, будущему победителю гонки можно создать высокий рейтинг буквально за месяц-два. В украинских реалиях эта возможность скорее гипотетическая, но однозначно сбрасывать ее со счетов было бы неправильно.