В Вильнюсе появилось граффити, на котором президент Беларуси Александр Лукашенко изображен «гопником» в компании Сталина с Гитлером. Литовские СМИ пишут об этом граффити с умилением, восхищаясь нестандартным мышлением авторов художественного жеста, хотя такое изображение главы соседнего государства — грубейшее оскорбление что в белорусской системе представлений о добре и зле, что в литовской.
Александр Лукашенко сидит на корточках в спортивном костюме Adidas и держит в руках магнитолу. Рядом с белорусским президентом два других «гопника». Адольф Гитлер с «хавчиком» в одной руке вытягивает вперед другую руку с дымящимся меж пальцев «косячком». Иосиф Сталин, сидя на корточках, приветливо кидает немецкому фюреру «зигу».
«На этом рисунке нет ироничной насмешки, никто не целуется и т.д.: все о мире, прощении. Персонажи рисунка — самые жестокие диктаторы, но они курят марихуану, они изменились: они несут символ мира, они улыбаются, они счастливы и расслаблены. Это мы и хотели сказать, сейчас праздники, время прощения тех, кто не был хорошим, ведь у зла нет лица: те же Гитлер или Лукашенко делали то, что делали, поскольку у них были психологические проблемы, а марихуана с помощью врача может помочь в решении разных проблем», — объясняет творческий замысел автор граффити Рута Янкаускайте в интервью литовскому интернет-порталу Delfi.
Президент соседней страны причисляется к «самым жестоким диктаторам» вместе со Сталиным и Гитлером, и провластные литовские СМИ пишут об этом без комментариев, как будто так и надо.
Рута Янаускайте — совладелец закусочной Keulė Rūkė, которая знаменита не кофе и выпечкой, а своими знаменитыми граффити. Самое знаменитое граффити, получившее известность далеко за пределами Литвы, — это Путин и Трамп, целующиеся взасос на манер Брежнева с Хонекером.
Международная известность Keulė Rūkė не спасла скандальную кофейню. Для успеха подобных заведений нужны все же кофе и выпечка, а не Путин и Трамп, поэтому харчевня закрылась. Но теперь у закусочной появились новые акционеры и она снова открылась, приурочив к возобновлению своей работы новые граффити с «гопниками» Гитлером, Сталиным и Лукашенко.
Рута Янкаускайте говорит, что ее рисунок отмечает новый этап работы кофейни: «мы закрылись, а сейчас снова открылись; по этому случаю мы обновили рисунки, поскольку меняются позиция Keulė Rūkė и ее взгляды».
К Янкаускайте вопросов нет. Она художник, она так видит. Есть такая категория людей, по поступкам которых все становится понятно, ничего тут уже не исправишь и разговаривать с ними не о чем.
Вопрос возникает к литовским СМИ, особенно государственным и частным провластным, которые кинулись с умилением описывать художественную фантазию своих граждан, восхищаясь тем, какое нестандартное творческое начало в них заложено.
Они понимают, что расхваливают грубейшее оскорбление лидера соседней страны как в белорусской, так и в литовской системе ценностей?
В официальной идеологии Литвы Гитлер и Сталин — это две версии абсолютного зла, которые то боролись между собой, то сливались в симбиозе друг с другом. Некая держательница вильнюсской харчевни изображает белорусского президента в их компании и причисляет к «самым жестоким диктаторам», которые расслабляются и становятся добрее от «травки».
Литовским журналистам и блогерам такой «креатив» бы как минимум брезгливо проигнорировать. Еще лучше — написать, что так делать все же нехорошо. Беларусь — наш сосед, мы должны выстраивать с ней хорошие отношения, и рисовать Лукашенко рядом с Гитлером и Сталиным на заборе в центре литовской столицы — это очень неумно.
С белорусской точки зрения все еще хуже.
Беларусь — это страна, в которой нет такой семьи, которая не пострадала бы от Гитлера; в годы Великой Отечественной войны белорусская земля была буквально залита кровью, потеряла каждого четвертого жителя, и ненависть к нацизму с тех пор живет в генетической памяти белорусского народа.
Ввиду этого изображать Гитлера курящим «травку» расслабленным гопником, а рядом с ними рисовать президента, который «ловит кайф» с ним за компанию — это плевок в душу целому народу.
В центре Вильнюса красуется граффити, которое разжигает межнациональную ненависть, и литовские власти его не закрашивают в экстренном темпе и не заводят на автора дело за разжигание розни с соседями-белорусами, а умиляются через свои СМИ креативными способностями простых литовцев, которые поставили президента Беларуси на одну доску с Гитлером.
И в самом деле, почему это у Литвы натянутые отношения со всеми без исключения ее соседями? Такие милые, нестандартно мыслящие люди, такая приятная и даже приятная во всех отношениях глава государства, такое адекватное и даже, не побоимся этого слова, мудрое поведение руководства.
Во всех отношениях замечательная страна, только соседи у нее попались сплошь маргиналы, неадекваты и психопаты. Не понимают они литовского креатива, не дано их мещанским душонкам воспарить до высот литовской оригинальности.
Только и могут повторять, что это Литва безнадежна: сколько ни пытайся выстроить с Вильнюсом добрососедские отношения, всегда нарываешься на нестандартное, скажем так, художественное восприятие окружающего литовским руководством.