В пятницу 20 апреля Полиция безопасности Латвии задержала правозащитника Александра Гапоненко. В доме Гапоненко был проведен обыск. 21 апреля суд Видземского предместья Риги назначил меру пресечения — арест. Аналитический портал RuBaltic.Ru обратился за комментарием к адвокату Гапоненко Имме ЯНСОНЕ:
— Г-жа Янсоне, не могли бы Вы рассказать, что именно вменяют Александру Гапоненко? В связи с каким эпизодом произошло его задержание?
— Этого сказать я, к сожалению, не могу.
— Почему мерой пресечения был избран арест?
— Об этом попросил следователь. Суд посчитал арест необходимым. О доводах суда я, к сожалению, тоже не могу рассказать, потому что я и Гапоненко дали подписки о неразглашении тайны следствия.
— Можно ли обжаловать меру пресечения?
— Завтра я этим и займусь: напишу апелляцию и во вторник подам ее в Окружной суд.
— Как Вы оцениваете перспективы положительного решения по апелляции?
— Гиблое дело оценивать перспективы. Я не знаю. Надеюсь, что апелляция будет одобрена. Оценивать перспективы невозможно.
Вы можете пойти вырвать зуб — и у вас голова отвалится потом, заражение крови начнется, хотя вроде бы всем вырывают.
Это очень трудно сказать, понимаете.
На мой взгляд, нет серьезных причин применять самую жесткую меру пресечения в виде ареста по отношению к нему. На мой взгляд, это абсолютно не тот случай.
Если во второй инстанции мы проиграем и мера пресечения будет оставлена в силе, мы сможем обратиться с апелляцией в Европейский суд по правам человека.
— В каком состоянии сейчас находится г-н Гапоненко? Как чувствует себя?
— Чувствует он себя не очень хорошо. В субботу и воскресенье, естественно, я его видеть не могла. Завтра я его тоже не увижу, так как буду работать над апелляцией. Я поеду к нему во вторник. Я не могу поехать в понедельник, потому что важнее написать этот документ. Есть семь дней на апелляцию, но зачем тянуть? Ее нужно как можно быстрее подать, чтобы она скорее попала на рассмотрение.
— После задержания Александр Гапоненко объявил голодовку. Продолжает ли он голодать?
— Я пыталась его отговорить от объявления голодовки. Но убедить его трудно. Он объявил голодовку при задержании в пятницу. Считайте: пятница, суббота, воскресенье — почти три дня.
— Вы видели г-на Гапоненко в субботу во время суда?
— Да.
— Какой у него настрой?
— Настроен на борьбу. Мне кажется, он у него всегда такой, насколько я могу судить, исходя из его деятельности.
Он всегда настроен на борьбу, так же как и его адвокат. Я тоже настроена на борьбу за клиента. Иначе и быть не может.
— Могли бы Вы рассказать об условиях содержания г-на Гапоненко?
— В субботу после суда его отвезли в Центральную Рижскую тюрьму, и после этого я с ним еще не встречалась. В какой камере и с кем он находится, я узнаю только во вторник. До этого он находился в изоляторе временного содержания. Там условия были… Топчан. Книга у него есть. Ему не нужны телевизор или еще что-то. Он с собой взял книгу и читает ее. Поскольку Гапоненко не ест, как там кормят, его, соответственно, не волнует.