Визит президента Польши Анджея Дуды в Америку в очередной раз обернулся унижением Польши и ее лидера. Президент США Дональд Трамп не дал польскому коллеге однозначного согласия на размещение в Польской Республике американской военной базы, сказал, что Америка не будет вводить санкции против «Северного потока — 2», а при подписании договора о стратегическом сотрудничестве между Польшей и Соединенными Штатами не предложил Дуде сесть.
Предыдущая поездка президента Польши в Соединенные Штаты тоже стала для Анджея Дуды большим унижением. С польским лидером не встретился не только президент Дональд Трамп — с ним вообще никто не встретился из высших федеральных сотрудников Белого дома, Конгресса и Госдепартамента.
Во время майского визита Дуде пришлось ограничиться общением с губернатором штата Иллинойс и мэром города Чикаго. По возвращении в Польшу глава государства столкнулся с градом насмешек. Безжалостные газеты изображали Анджея Дуду скребущимся в окно Овального кабинета.
В Польше связали американский вояж своего президента с так называемым законом о Холокосте — поправками к закону об Институте национальной памяти, вводящими уголовную ответственность за приписывание полякам преступлений нацизма на оккупированной территории Польши. Еврейское сообщество США, имеющее огромное влияние на внешнюю политику Вашингтона и лично на Дональда Трампа, расценило эти поправки как попытку запретить говорить правду о Холокосте.
Чтобы вернуть расположение своего самого главного стратегического союзника, Варшава пошла на новое унижение и пересмотрела ту часть закона о национальной памяти, которая имеет отношение к Холокосту.
Уголовную ответственность за «польские концлагеря» и тому подобные выражения отменили.
Встрече Дуды с Трампом после демонстрации такой покладистости и уступчивости, вовсе не свойственной польской правящей партии «Право и справедливость», больше ничто не препятствовало. Польская власть возлагала огромные надежды на эту встречу. В условиях, когда над Варшавой маячит угроза потери европейского финансирования и лишения права голоса в Совете ЕС, польскому руководству кровно необходимо подтвердить статус Польши как самого значимого и ценного союзника американцев в Европе.
Поэтому Бельведер тщательно готовился к переговорам с Дональдом Трампом и пытался учесть психологию американского лидера. Исходя из того, что Трамп, прежде всего, — делец, Польша еще летом предложила Америке купить у нее геополитическую услугу и заплатить 2 миллиарда долларов за американскую военную базу на своей территории. А перед вылетом в Вашингтон Анджей Дуда решил воспользоваться тем, что хозяин Белого дома по натуре очень тщеславен, и предложил назвать эту базу «Форт Трамп».
Лесть Дуды оказалась безрезультатной. Встреча с Трампом не принесла Польше никакой пользы и закончилась полновесным национальным унижением.
Президент США не предложил Дуде сесть на церемонии подписания договора о стратегическом сотрудничестве между Польшей и Соединенными Штатами: Трамп подписывал договор, сидя в своем президентском кресле, Дуда — стоя, согнувшись над краешком стола.
Сознательно пошел американский президент на унижение польского коллеги или просто отмахнулся, как от несущественного, от того, что Польша — такой же равноправный субъект международного права, как США, и при общении с этой страной нужно соблюдать дипломатический этикет и элементарные правила вежливости, — не столь важно. Это вопрос из серии: что слаще — хрен или редька?
Другое дело, что полякам, возможно, не так тяжело было бы переживать унижения от Дональда Трампа, если бы встреча с ним оказалась успешной. Но те «прогибы», на которые пришлось пойти Польше, оказались бесполезны.
Трамп не сказал простого и ясного «да» американской военной базе на территории Польши, сказал, что не будет вводить санкции против российских и немецких компаний, занимающихся строительством газопровода «Северный поток — 2», и не присоединился к словам Дуды про «агрессивное поведение России».
Вопрос об американской базе повис в воздухе. Польский президент подтвердил, что Варшава готова взять на себя расходы по строительству «Форта Трамп». Президент США в ответ заявил, что Белый дом «изучает возможность» размещения в Польше военной базы. Ни «да», ни «нет» не прозвучало.
«Признавая важность укрепления и расширения присутствия НАТО на восточном фланге и европейской инициативы сдерживания, Польша и США обязуются рассмотреть варианты укрепления военной роли Соединенных Штатов в Польше», — говорится в итоговой декларации, которую подписали американский (сидя) и польский (стоя) лидеры. Никакой конкретики. Просто «ни о чем».
«Это партнерство имеет важное значение в свете все более серьезных проблем, связанных с безопасностью, которые являются следствием агрессивного поведения России, распространения оружия массового уничтожения во всем мире, с терроризмом, организованной контрабандой иммигрантов и напряженностью на Ближнем Востоке», — сказал Анджей Дуда о союзе Польши с Америкой.
Трамп на пассаж о России ответил, что у Польши и России «сложная история отношений», поэтому у поляков есть основания беспокоиться. Такое Дуде мог бы сказать и Владимир Путин в Кремле. Еще бы и сесть предложил.
«Я думаю, что Россия действовала агрессивно. Она уважает силу, как и все другие», — ответил президент США на вопрос, прав ли его польский коллега в своем страхе российской агрессии.
В этом ответе — разгадка хамского поведения американского лидера.
Дональд Трамп сам ценит и признает только силу, поэтому он не уважает и всячески оскорбляет тех, кто пытается разговаривать с ним с позиции слабого и просящего.
Всем, кто зависим от «зонтика безопасности» США, приходится проходить через это ритуальное унижение. Трамп кидался конфетами в Ангелу Меркель, «стряхивал перхоть» с Эммануэля Макрона, пинал главу правительства Черногории и называл президентов Прибалтики «очень тупыми людьми».
Даже лидеру маленькой, но независимой от США Северной Кореи при встрече с Дональдом Трампом доставалось больше уважения, чем зависимым от американцев союзникам. Не говоря уже о президенте России и председателе Китайской народной республики.
Польское руководство само унижало Польшу в попытках добиться расположения Вашингтона. Умоляло о военной защите, словно Польша — это то же, что прибалтийские лимитрофы, в принципе не способные сами себя защищать. Пересмотрело свое святая святых — историческую политику. «Форт Трамп» этот — просто какой-то позор.
И вот итог такой политики.
Никаких прорывных для Польши соглашений от президента США не удалось добиться, а в Овальном кабинете для президента Польши не нашлось лишнего стула.
Стоила ли эта цепь унижений такого результата? Стоит ли вообще польской национальной гордости отказ от независимой политики ради равнения на США?