На предстоящих выходных состоится государственный визит Папы Римского в Литву. В ходе запланированных встреч особое внимание, как показывает практика предыдущих визитов, будет уделено теме борьбы с педофилией. В этой связи есть все шансы, что понтифик обратит внимание на дело о «правосудии Драсюса Кедиса»: разгневанный мужчина застрелил судью, совратившего его пятилетнюю дочь. 23 сентября глава католической церкви прибудет в Каунас, где девять лет назад произошла эта шокировавшая всю страну трагедия.
Как известно, Папа Римский Франциск особое внимание уделяет борьбе с педофилией не только в среде духовенства, но и среди мирян. Это и понятно, ведь церковь, являясь одним из незыблемых общественных институтов, призвана выступать моральным эталоном, проповедуя семейные ценности. Поэтому в ходе международных поездок понтифика тема педофилии красной нитью проходит через его выступления. Франциск жестко критикует церковные власти за недостаточно энергичную борьбу с этим недугом общества.
На днях, посещая Ирландию, Папа Римский подверг порицанию местных сановников за сокрытие фактов педофилии. В своей речи в Дублинском замке он признался, что ему стыдно, ведь католическая церковь не смогла должным образом отреагировать на «отвратительные преступления, совершенные отдельными священниками». Выступление понтифика во многом повторило послание миллиардной католической пастве, осуждающее растление малолетних и сокрытие подобных деяний церковью.
22–23 сентября состоится первый за двадцать пять лет государственный визит Франциска в Вильнюс по приглашению президента Дали Грибаускайте. За четверть века в стране накопилось немало проблем, заслуживающих его внимания: от роста популярности язычества до нерасследованного дела о педофилах в эшелонах власти.
Сегодня в Литве спустя почти десять лет вновь дало о себе знать громкое дело предпринимателя Драсюса Кедиса. В феврале на заседании Сейма правозащитница Нийоле Садунайте потребовала найти бесследно исчезнувшую дочь бизнесмена — Дейманте, так как именно она является главным свидетелем по делу высокопоставленных педофилов.
5 октября 2009 года Кедис застрелил судью Каунасского окружного суда и его коллегу из-за сексуального насилия над своей пятилетней дочкой. Причем он, прежде чем совершить самосуд, безуспешно пытался привлечь внимание всех высоких инстанций. Литовские СМИ писали о том, что малолетняя девочка, поведав отцу о том, что с ней происходило, опознала судью Йонаса Фурманавичюса. Кедис записал показания дочери на DVD и неоднократно направлял письма литовским политикам с требованием покарать преступников. Он писал президенту Дале Грибаускайте, депутатам Сейма, европарламентариям...
Все тщетно. Тогда бизнесмен взялся за оружие.
После отмщения Кедис стал чуть ли не самым знаменитым человеком в Литве. В Вильнюсе и Каунасе прошли стихийные митинги в его поддержку, которые пестрели плакатам и транспарантами: «Позор педофилам!», «Защитите наших детей!» Демонстранты держали в руках детские плюшевые игрушки. На площадях городов горящими свечами было выложено слово gėda («стыд»).
На этом фоне население не спешило откликаться на призывы правоохранительных органов оказать содействие в розыске Драсюса Кедиса, которого преследовали даже по линии Интерпола. В интернете в его поддержку был создан сайт kedys.lt, побивавший рекорды посещаемости. Звучали даже предложения выдвинуть народного мстителя в президенты. В свою очередь, в соседней Польше некоторые политики предлагали предоставить Кедису политическое убежище.
Все это свидетельствует о крайнем возмущении общества преступным бездействием литовских властей. Широкая поддержка народного мстителя стала своего рода наглядным вотумом недоверия власти.
Финалом истории стал подрыв вильнюсского офиса Социал-демократической партии Литвы, который многие связали с конкретным членом партии, тогдашним контролером по правам ребенка Риманте Шалашявичюте, не давшей ход обращению Кедиса о насилии над дочерью. Ее офис располагался этажом выше.
Сам же Кедис погиб при невыясненных обстоятельствах весной 2010 года. Его тело нашли на пустыре, рядом лежал пистолет. По всей видимости, из-за представляемой для государства угрозы в связи с возможным разоблачением сети высокопоставленных педофилов его просто решили устранить. Нет человека — нет разоблачительных показаний, скандальных процессов, к которым будет приковано повышенное общественное внимание. На сегодняшний день единственным потенциальным свидетелем по громкому делу остается дочь бизнесмена, которая бесследно исчезла.
Девочка после смерти отца находилась под опекой тети, сестры Кедиса, судьи Неринги Венцкене. Однако в 2012 году суд постановил вернуть дочь матери.
Стоит отметить, что сестра матери — Виолетта Нарушявичене — была помощницей того самого судьи Фурманавичюса. 5 октября 2009 года Кедис сначала застрелил его, а потом отправился к дому Нарушявичене, чтобы отомстить свояченице за организацию оргий с его дочерью, когда та оставалась дома у тети. Сотрудница суда стала второй жертвой Кедиса.
Поэтому, когда в 2012 году полиция и органы опеки силой изъяли ребенка у Венцкене и передали матери, общество отреагировало волной протестов. Сторонники «правосудия Кедиса» вышли к президентскому дворцу, что заставило Грибаускайте обратить внимание на ход расследования. Глава государства потребовала от госучреждений «предоставить, наконец, общественности ясные ответы». Но вместо активизации расследования дело просто закрыли.
Сегодня литовские СМИ снова заговорили о деле высокопоставленных педофилов в контексте вероятной экстрадиции сестры Кедиса из США по требованию прокуратура Литвы. После трагедии Венцкене, будучи председателем парламентской партии «Путь смелых», пыталась вести активное расследование семейного дела, но в 2014 году была вынуждена бежать в Америку.
По представлению прокуратуры Литвы она была лишена иммунитета. Против Венцкене завели уголовное дело «за оскорбление представителей власти словом и делом». Позднее Сейм лишил ее полномочий депутата в связи с неявкой на заседания.
Вместе с тем, несмотря на запрос литовской прокуратуры, суд Чикаго в мае 2018 года временно приостановил экстрадицию Венцкене в Литву. Сегодня главный борец с литовскими педофилами содержится в чикагской федеральной тюрьме.
Венцкене, которая не один десяток лет проработала судьей окружного суда, критиковала власти за бездействие в борьбе с «глубоко поразившей высшее общество педофилией», а также предавала огласке «грязные методы служителей Фемиды по сокрытию этих пороков». В интервью Associated Press весной 2018 года она заявила, что боится за свою жизнь в случае депортации из США в Литву, так как педофилы, которые связаны с высокопоставленными политиками, будут преследовать ее за то, что она защищала племянницу и раскрыла их преступления. «У них нет других причин вернуть меня, кроме как убить», — заявила бывший парламентарий.
Сегодня Венцкене, вновь оказавшись в центре внимания местных СМИ, красноречиво напоминает накануне визита Папы Римского в Литву обо все еще кровоточащих ранах общества. Возможно, именно понтифику суждено поставить точку в этой скандальной истории. Литва должна взять на себя ответственность за громкие преступления с участием высокопоставленных чиновников в растлении малолетних, покаяться и позаботиться о жертвах насилия. По крайней мере, это проповедует настоятель всех католиков.