Несмотря на ослабление карантина на Украине, контрольно-пропускные пункты въезда-выезда (КПВВ) на линии разграничения в Донбассе продолжают оставаться закрытыми. Из-за этого сотни тысяч пожилых людей не могут выехать на подконтрольную Киеву территорию и получить пенсию. Однако Владимир Зеленский вопреки критике ООН продолжает стоять на своем: из-за эпидемии коронавируса граница с Донбассом должна оставаться под замком, так же как государственные границы с другими странами. То есть жители ДНР и ЛНР для руководства Украины — иностранные граждане.
Выводы о том, как украинские власти на самом деле относятся к пенсионерам Донбасса, можно было сделать еще в феврале. Тогда Верховная рада не смогла даже в первом чтении принять законопроект № 2083-д, который упрощает процедуру получения украинских пенсий жителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО) — документ поддержали всего 184 народных депутата.
Причина банальна: в бюджете нет денег (об этом на заседании парламента открыто заявил замминистра финансов Юрий Джигирь). Вернее, деньги-то есть. На армию, на бестолковые спецслужбы, на Украинский институт национальной памяти, на «патриотическое» кино. Но не на пенсионеров.
Итоги голосования возмутили тогдашнего советника секретаря Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Сергей Сивохо: «Верх цинизма. Саботаж политики президента. Политика президента Зеленского — это политика примирения. Как можно добиться мира, если 314 депутатов решили просто наплевать на пенсионеров Донбасса?»
Зеленский, впрочем, на этот саботаж никакого внимания не обратил. Хотя возможности «продавить» законопроект у него были.
Как показывает практика, если президент лично убеждает «слуг народа» проголосовать за тот или иной документ, то 226 голосов все-таки набирается. Но донбасские пенсионеры — это же не земельная реформа и не банковский закон…
Эпидемия коронавируса повторно обнажила цинизм Зе-команды, которая закрыла на замок границу с Донбассом точно так же, как и границы с другими государствами. Результат закономерный: более 300 тысяч пенсионеров не могут выехать на подконтрольную Киеву территорию и получить положенные им выплаты.
На это обратил внимание глава киевского офиса Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) на Украине Пабло Матеу: «Есть немало пенсионеров, проживающих на неподконтрольной правительству территории. Они до закрытия линии разграничения регулярно ездили на подконтрольную территорию получать пенсию. Сейчас они не могут ее получить».
Казалось бы, Зеленский должен обратить внимание на призывы ООН исправить ситуацию. Еще один повод для оптимизма заключался в том, что с 11 мая на Украине начали ослаблять карантин.
Так не пора ли открыть КПВВ на линии разграничения в Донбассе? «Нет», — решительно отвечает президент.
По ситуации уже высказались многие чиновники. Комментарии каждого из них вызывают недоумение. Начнем с самого Зеленского, который 8 мая сказал следующее: «Я вам скажу откровенно, сейчас о сроках мне трудно говорить, потому что сроки связаны с карантинными мерами, которые проходят в нашей стране. И Станица Луганская, и Золотое — это все наша страна. Поэтому это пока вся информация по поводу КПВВ».
Получилась какая-то бессмыслица. Межобластное транспортное сообщение на Украине пока отсутствует, но никто не запрещает здоровому человеку приехать, к примеру, из Запорожья в Харьков на личном автомобиле. А вот из Донецка в Харьков (или любой другой город) сегодня можно попасть только в исключительном порядке после получения специального разрешения, которое выписывает непосредственно командование Операции объединенных сил (ООС). С 22 марта было выписано всего 283 таких разрешения.
Если Донбасс — это Украина, то почему для жителей этого региона действуют отдельные карантинные ограничения?
Логичный ответ на этот вопрос дает председатель Донецкой облгосадминистрации Павел Кириленко: «Что касается пересечения пропускных пунктов въезда-выезда — до сих пор действует временный запрет, потому что на оккупированной территории, по нашей информации, есть далеко не единичные случаи заболеваемости COVID-19. В то же время оккупационная власть указанные факты банально скрывает. И в случае открытия КПВВ ситуация и на подконтрольной украинской власти территории может быть непредсказуемой».
В том, что на территории ЛДНР сложилась принципиально иная эпидемиологическая ситуация, можно усомниться. Статистика, которую предоставляют власти республик, коррелируется с официальными данными по Донецкой и Луганской областям.
Но даже если Кириленко прав, из этой ситуации можно найти выход. Никто не мешает Украине тщательно проверять людей, которые пересекают линию разграничения, и по необходимости разворачивать их обратно. Уже упомянутый Пабло Матеу предлагает организовать работу мобильных офисов банков прямо на пунктах пропуска — тогда люди смогут забирать пенсию, не выезжая на территорию «материковой» Украины.
В конце концов, держать границу на замке еще опаснее. Рано или поздно пункты пропуска придется открыть.
Чем позже это произойдет, тем больше людей в одночасье ринутся пересекать линию разграничения. В таких условиях риск распространения коронавируса закономерно возрастает.
Пожалуй, самое откровенное заявление сделал главный санитарный врач Украины Виктор Ляшко: «Мы будем рассматривать возможность открытия КПВВ вместе с возможностью открытия других пунктов на границе. Как граница, так и пункты пересечения могут рассматриваться комплексно, когда будет стабилизация эпидситуации как в Европейском регионе, так и в других странах-соседях, так и на оккупированных территориях». Непонятно, как именно Ляшко собирается оценивать эпидемиологическую ситуацию на «оккупированных территориях». Будет втайне от местных властей проводить в ЛДНР тесты на коронавирус?
Но важно другое: главный санитарный врач Украины ставит знак равенства между КПВВ и «другими пунктами на границе», которые «могут рассматриваться комплексно».
Выходит, Донецкая и Луганская республики — это все-таки отдельные государства? К людям с украинскими паспортами по ту сторону линии разграничения будут применяться те же правила, что и к иностранцам?
Еще прошлым летом Зеленский собирался «возвращать ментально» людей, которые живут «под оккупацией». «Это стабильная выплата пенсий, это удобное пересечение КПВВ», — говорил президент.
Как в воду глядел! Пенсии теперь стабильно не выплачиваются, на пунктах пропуска все очень удобно — они закрыты. «Ментальное возвращение», надо полагать, состоялось.