Латгалия – регион на востоке Латвии, населённый преимущественно русскоязычным населением, – стал особой экономической зоной. Латвийский парламент в окончательном чтении принял соответствующий закон о статусе края. Цель закона – «способствовать привлечению инвестиций для развития производства и инфраструктуры, создания новых рабочих мест». Однако сам по себе статус льготной налоговой территории неспособен дать импульс к развитию региона.
В советские годы восточная Латвия была аграрно и промышленно развитым регионом. После перехода на рельсы независимости и «демократии» «край тысячи озёр» превратился в территорию депрессии и нищеты. Следуя по колее брюссельской политики деиндустриализации окраин, официальная Рига с похвальным энтузиазмом выкорчёвывала наследие серых «тоталитарных» годов: крупные заводы и фабрики закрывались, подкармливаемые европейскими дотациями фермеры превращались в «сельскохозяйственных рантье». Развиваясь по модели внутреннего колониализма, Рига выкачивала из периферии финансовый и человеческий ресурсы. Наиболее мобильное население регионов разъезжалось по Европе, другие стремились перебраться поближе к столице. Только за последние шесть лет количество жителей Латгалии сократилось на 14%.
Власти вспоминали о незавидном положении «озёрного края» лишь в предвыборный период.
Для проформы. Учитывая, что электорат «латышских» партий представлен на востоке страны минимально, официальная Рига не видела тактического резона инвестировать в регион. Оправданнее было «покупать» избирателей в других краях, заселённых преимущественно титульным этносом. На русскоязычных латгальцев денег обычно не хватало. За четверть века архитекторы новой европейской Латвии так и не смогли предложить рабочего проекта развития региона.
Европейские вливания, конечно, создавали некоторые декорации. Так, один из лидеров по безработице среди латвийских городов – Даугавпилс – обзавёлся современным арт-центром имени Марка Ротко. Отсутствие занятости даровало даугавпилчанам уйму свободного времени для культурного развития. Позволило хоть каждый день любоваться работами американского экспрессиониста (между прочим, уроженца Двинска). Вот только где взять деньги на дорогие билеты – вопрос открытый.
Инфраструктура – вторая область приложения европейских средств после культурных объектов. Брюссельские вливания позволили существенно обновить дорожный фонд в регионе, и теперь латгальцы покидают любимый край по современным и гладким латвийским «хайвеям».
Развитие промышленности – реального спасательного круга для региона – европейскими фондами не предусмотрено. Вмешательство в конкуренцию – нельзя!
Пока гром не грянет, мужик не перекрестится: вспомнить о восточной Латвии столичных начальников заставили события на Украине. Большое количество русскоязычного населения «озёрного края» позволило рижским алармистам пугать самих себя, а вместе с тем и брюссельских бюрократов, «крымским сценарием». Спецслужбы развернули борьбу с мифическим «латгальским сепаратизмом».
Помимо пропаганды и работы «рыцарей плаща и кинжала», политическую стабильность восточной Латвии было решено поддерживать экономическими инструментами. В конце 2015 года на последнем заседании правительства латвийские рулевые поддержали идею о возможности создания в Латгалии особой экономической зоны (ОЭЗ) – территории с облегчённым налоговым режимом. Спустя полгода латвийский Сейм юридически закрепил за восточной Латвией этот статус. Территория ОЭЗ будет состоять из участков, находящихся в собственности как государства и самоуправлений, так и частных лиц. Доля частников при этом не может превышать 30% территории, а общая площадь ОЭЗ – 5% «озёрного края».
Налоговые скидки для инвесторов в рамках особой экономической зоны будут зависеть от величины бизнеса и могут составить до 55%, а налог на недвижимость понижен на 80%.
«Сначала правление ОЭЗ оценивает заявку предприятия: размер инвестиций, сколько рабочих мест появится благодаря новому проекту, планируемый оборот и так далее. По каждой позиции присуждаются пункты; если их в сумме набирается больше необходимого минимума, компания может стать резидентом ОЭЗ и получить налоговые скидки», – рассказывает о механизме функционирования особой экономической зоны представитель Лиепайской ОЭЗ Лига Ратниеце-Кадеге.
Какие именно участки «озёрного края» наградить льготными экономическими условиями, ещё предстоит решить Кабинету министров. Сам по себе статус ОЭЗ не является панацеей.
На данный момент в Латвии уже функционируют две особые экономические зоны. Одна из них – с 1997 года – в латгальском городе Резекне, до сих пор способном похвастаться разве что самым высоким уровнем безработицы в стране. «Судя по всему, ситуация сложилась такая, что этот местный совет (правление ОЭЗ, оценивающее заявки предприятий – прим. RuBaltic.Ru) не особо заинтересован в привлечении инвесторов», – комментирует резекненский опыт мэр Даугавпилса Янис Лачплесис. Следовательно, присвоение статуса ОЭЗ на бумажке само по себе не ведёт к реальному развитию территории. Ключевым фактором успеха становится практика управления этой самой экономической зоной. Поэтому территория льготного налогообложения для Латгалии – лишь вспомогательный инструмент, который не принесёт региону никакой пользы, пока к нему не добавятся комплексная программа экономического развития и инвестиции.