Президент Польши Анджей Дуда первый раз за четыре года полномочий посетил Литву. В ходе трехдневного визита он встретился с президентом Далей Грибаускайте, которая пообещала польскому лидеру поддержку в споре Варшавы с Брюсселем, а также указала на единение позиций Польши и Литвы в борьбе с проектом «Северный поток — 2». Аналитический портал RuBaltic.Ru разобрался, что на самом деле объединяет Вильнюс и Варшаву.
Криминализация инакомыслия
Обе страны с целью укрепления государственной идеологии пошли по пути установления уголовной ответственности за инакомыслие. В случае Литвы это принятый в 2010 году закон «Об отрицании агрессии СССР против Литвы в 1991 году», согласно которому трактовка исторических событий, не совпадающая с государственной, карается лишением свободы. В 2011 году под его репрессивное действие за публичные высказывания о неоднозначности событий 1991 года попал лидер партии «Социалистический народный фронт» Альгирдас Палецкис — его приговорили к трем годам лишения свободы условно.
Сегодня в рамках этого же закона литовская Фемида раскручивает «процесс века» по делу о событиях 13 января 1991 года. В отношении «подозреваемых» россиян Юрия Меля и Геннадия Иванова осуществляется правосудие по-литовски: применяется обратная сила закона, нарушается принцип состязательности и равноправия сторон (их высказывания по данной теме автоматически подпадают под статью 170 УК Литвы, как публичное отрицание «советской оккупации»). Всё это противоречит международному законодательству в области защиты прав человека: Всеобщей декларации прав человека, Международному пакту о гражданских и политических правах, Конвенции о защите прав человека и основных свобод и т. д.
В Польше, в свою очередь, в феврале 2018 года приняты поправки в закон об Институте национальной памяти, которые ввели уголовную ответственность за любые высказывания о причастности поляков к преступлениям Второй мировой войны, включая геноцид евреев.
Всё это неизбежно приведет к росту ксенофобии, этнической неприязни, напряжению в обществе и дальнейшей международной изоляции Польши.
Отношение к Холокосту
В Литве на протяжении последних двадцати лет государство проводит последовательную линию на героизацию нацистских пособников, посмертно присуждая им высшие государственные награды, открывая им памятники и мемориальные доски, а также называя в их честь улицы и парки. Причастных к массовому истреблению местных евреев в годы Второй мировой выставляют национальными героями в борьбе с «советской оккупацией», называя их «партизанами».
За годы нацистской оккупации в этой прибалтийской стране немцами и их литовскими пособниками из числа легионеров СС уничтожено более 200 тысяч евреев — 90% всей довоенной общины.
Страну на этой почве регулярно потрясают антисемитские скандалы международного масштаба. В 2006 году уголовному преследованию подвергся израильский историк Ицхак Арад, ранее привлеченный литовскими властями к совместной работе в рамках Международной комиссии по оценке преступлений нацистского и советского оккупационных режимов в Литве, а также руководитель Ассоциации евреев Литвы в Израиле адвокат Жозеф Меламед.
Первый поплатился за сделанный по итогам восьми лет работы в литовских архивах вывод о том, что «Холокост в Литве был организован в большей степени не нацистами, а самими литовцами». А второй — за формирование списка из трех тысяч литовцев, причастных к Холокосту.
И только вмешательство Израиля положило конец преследованию литовскими властями тех, кто позволил себе усомниться в официальной версии событий. Дела были закрыты.
Сегодня любые исследования по теме Холокоста принимаются литовскими властями в штыки, а против их авторов разворачиваются широкомасштабные государственные кампании по дискредитации. Подготовленный еще в 1999 году Израилем список из трех тысяч литовцев, причастных к истреблению евреев, остается под сукном. В стране до сих пор нет ни одного памятника праведникам мира.
В Польше тема местного коллаборационизма и пособничества в уничтожении нацистами евреев сводится официальными властями к замалчиванию и всяческому отрицанию.
Немногочисленные публикации на эту тему до настоящего времени, как правило, не получали широкой огласки. Исключением стали опубликованные американским историком польского происхождения Яном Томашем Гроссом книги «Соседи» и «Золотой урожай».
Первая посвящена массовому убийству евреев поляками в 1941 году в городке Едвабне, вторая — самообогащению концлагерей за счет ценностей и имущества жертв Холокоста.
В основу книг ученого легли материалы, собранные в ходе нескольких лет работы по изучению архивов Центра исследований истории по уничтожению евреев (CBZ). А заявления принстонского профессора о том, что «во время Второй мировой войны поляки убили больше евреев, чем немцев», не только вызвали скандал в стране, но и стали сигналом к его уголовному преследованию. Проживающий в США историк (будучи евреем, в 1968 году покинул Польшу из-за антисемитизма) в 2016 году даже приезжал в Польшу на допрос. Ему вменялось публичное оскорбление Польши (до трех лет лишения свободы).
В этом же году Конгресс историков-исследователей Холокоста в Лос‑Анджелесе обратился с открытым письмом к польскому президенту Анджею Дуде с осуждением кампании против Гросса, а также разрабатываемых на тот момент поправок в закон «Об исторической памяти», который «фактически запретит науку о Холокосте».
Преследование ученого польскими властями закономерно, ведь выявленные Гроссом достоверные факты массового убийства поляками еврейского населения без участия немцев подрывают проводимую Варшавой историческую политику, согласно которой Польша — жертва нацизма и коммунизма.
Теперь криминализация любых высказываний о причастности польских граждан к преступлениям Второй мировой войны, включая геноцид евреев, окончательно накладывает табу на тему участия поляков в Холокосте.
В ОБСЕ заявили, что польский закон о Холокосте нарушает свободу слова.
Борьба с советскими памятниками
Уничтожение советских памятников является частью государственной политики в области фальсификации истории. Изображая из себя жертву сначала нацизма, потом коммунизма, политические элиты Литвы и Польши стремятся обелить позорные страницы прошлого, вывести из-под уголовной ответственности тех, кто в ходе Второй мировой войны на местах претворял в жизнь окончательное решение еврейского вопроса. Тогда как память о советских воинах-освободителях должна быть окончательно стерта из сознания молодого поколения, а на ее место придет образ советских «оккупантов». И неважно, что при освобождении Варшавы от немцев потери Красной армии составили более шестисот тысяч человек, а при освобождении Вильнюса погибли десятки тысяч бойцов.
Сегодня в этих странах развернуты широкомасштабные кампании по борьбе с советским прошлым. В 2016 году Сейм Польши принял поправки в закон «О запрете пропаганды коммунизма или иного тоталитарного строя посредством названий строений, объектов и составляющих общественной инфраструктуры».
В течение года местным самоуправлениям предписано изменить названия всех улиц, связанных с коммунизмом. Также был подготовлен список из пятисот советских монументов, которые подлежат сносу.
В Литве же юридическая основа для таких действий была создана еще раньше — в 2008 году, когда Сейм запретил советскую символику. А значит, все советские монументы вне закона. На днях мэрия города Шяуляя окончательно определилась с судьбой обелиска советским воинам-освободителям на центральной площади. Он будет демонтирован.
Критика ЕС за нарушение европейского законодательства
Как Польша, так и Литва являются объектом постоянной критики Брюсселя в связи с нарушением основополагающих принципов ЕС. В отношении Варшавы в конце 2017 года Еврокомиссия впервые в истории Евросоюза запустила санкционную процедуру «за нарушение фундаментального принципа независимости суда», которая может привести к лишению республики права голоса в Совете ЕС.
Поводом послужила проводимая в стране правящей партией «Право и справедливость» («ПиС») судебная реформа, согласно которой законодательный орган наделяется полномочиями увольнять нынешних судей Верховного суда, за исключением утвержденных президентом (членом «ПиС»). Также в рамках реформы глава государства получал право регулировать составы судов.
С учетом жесткой критики ОБСЕ недавно принятых поправок в закон о Холокосте, шансы того, что Брюссель доведет до конца санкционную процедуру и лишит Варшаву права голоса в Совете ЕС, только увеличиваются.
В отношении Литвы Еврокомиссия летом 2017 года также ввела санкции в связи с нарушением принципа конкуренции. На государственную компанию «Литовские железные дороги» был наложен штраф в размере двадцати миллионов евро за рельсовую блокаду Латвии.
Сегодня в производстве Европейского суда также находится жалоба Литовской газовой ассоциации (ЛГА) о притеснении прав потребителей и поставщиков. По мнению ЛГА, закон «О терминале сжиженного природного газа» идет вразрез с законодательством ЕС, потому что «потребитель имеет право на свободный выбор своих поставщиков, а поставщики, в свою очередь, имеют право на свободное обеспечение потребителей».
Государственное принуждение потребителей покупать не менее четвертой части необходимого газа через терминал в Клайпеде не только ограничивает конкуренцию на рынке, но и ставит в привилегированное положение подконтрольный государству оператор регазификационного терминала Klaipedos nafta.
Секретные тюрьмы ЦРУ
Литва и Польша фигурируют в опубликованном в 2015 году докладе о глобальной секретной программе ЦРУ, который опубликовала Комиссия по разведывательной деятельности Сената США.
С 2016 года против Литвы по данной теме в Европейском суде по правам человека ведется разбирательство. Причем противодействие литовских властей расследованию по линии европейских институтов привело официальный Вильнюс в прошлом году в Международный уголовный суд в Гааге.
Польша, в свою очередь, отрицает факты, опубликованные еще в 2007 году в докладе председателя Комиссии Евросоюза по расследованию деятельности американских спецслужб в Европе Дика Марти. В 2014 году ЕСПЧ признал правонарушением создание на территории Польской Республики секретных тюрем ЦРУ, оштрафовав государство на сто тысяч евро. Штраф должен быть выплачен пострадавшим узникам в качестве компенсации.
Выходит, Польша и Литва не такие уж разные. Оба государства ради собственных целей готовы пренебрегать основополагающими принципами Европейского союза и нарушать международное законодательство. Итог такой политики один — рост внутреннего напряжения в обществе и внешняя международная изоляция.