Центр исследования геноцида и сопротивления жителей Литвы (ЦИГСЖЛ) обнародовал сенсационную информацию: оказывается, печально известный коллаборационист Йонас Норейка не только не участвовал в Холокосте, но и спасал евреев. Более того, должность главы Шяуляйского уезда в годы нацистской оккупации он якобы занял для того, чтобы прикрывать свою «антифашистскую деятельность». При всем желании трудно придумать более абсурдную и неправдоподобную версию, но именно ее ЦИГСЖЛ взял на вооружение.
Аналитический портал RuBaltic.Ru уже писал, что фигура Йонаса Норейки в последнее время становится чересчур токсичной. Эффект разорвавшейся бомбы возымели откровения его внучки Сильвии Фоти.
Гражданка США Фоти признала, что «генерал Ветра» был не героем антисоветского сопротивления, а нацистским преступником, и потребовала от властей Литвы прекратить возвеличивать деда.
После этого американец еврейского происхождения Грант Гочин в судебном порядке также пытался заставить Литву отказаться от героизации Норейки. С той же идеей выступил и министр иностранных дел республики Линас Линкявичюс — человек, которого уж точно не заподозришь в оппозиционности к литовским властям.
После выборов ситуация накалилась до предела. Мэр Вильнюса Ремигиюс Шимашюс распорядился демонтировать памятную табличку Норейке. Националисты самочинно восстановили ее, а новый президент Гитанас Науседа наложил «мораторий на стирание исторической памяти». И заявил, что выход из этой непростой ситуации должны найти специалисты.
Что ж, специалисты не заставили себя долго ждать!
В Центре исследования геноцида и сопротивления жителей Литвы восприняли слова президента как призыв к поиску новых аргументов в пользу героизации Норейки и занялись своей главной функцией — переписыванием истории.
А могло ли быть по-другому? ЦИГСЖЛ — это узкопрофильная организация, которая и создавалась для обеления сомнительных персонажей литовской истории. Из ее «чистилища» коллаборационисты всех мастей выходят героями антисоветского сопротивления.
На беспрецедентный удар по красивому мифу о Йонасе Норейке ЦИГСЖЛ решил ответить не менее беспрецедентными контрмерами.
Так в биографии «генерала Ветра» неожиданно появляется новая страница, связанная со спасением несчастных литовских евреев. Тех самых, которые массово гибли в Шяуляйском уезде под управлением Норейки.
Любопытно, что совсем недавно о его гуманизме в ЦИГСЖЛ ничего не знали. В этом легко убедиться, ознакомившись с ответом Центра на заявление Гранта Гочина, который мы подробно разбирали в ноябре прошлого года. Адвокаты Норейки тогда оправдывали его преступления тем, что он находился в подчинении комиссара военного округа Ганса Гевеке.
«Норейка, как и другие главы округов, не принимал решения самостоятельно и по собственной инициативе по вопросам, связанным с геттоизацией евреев и захватом их собственности. Все процитированные документы показывают, что Гевеке был тем, кто отдавал приказы главам районов, которые были обязательными для них», — говорится в документе.
То есть ЦИГСЖЛ даже и не пытался доказать, что Норейка не участвовал в Холокосте. Из их слов следует обратное: руководитель Шяуляйского уезда исправно выполнял приказы нацистского командования и получал за это зарплату.
Но самой нелепой, пожалуй, была попытка возразить Гранту Гочину на замечание об использовании Норейкой рабского труда еврейских заключенных. К Холокосту это якобы не имеет отношения, потому что в качестве рабов тогда использовали не только евреев. Каким образом это оправдывает «генерала Ветра», остается только догадываться…
Словом, раньше ЦИГСЖЛ предлагал понять и простить Норейку, который был всего лишь винтиком в нацистской машине смерти. В этом контексте новые заявления директора центра Тересе Бируте Бараускайте звучат особенно цинично.
Суть сенсационного открытия такова: некий священник Йонас Боревичюс в 1986 году давал свидетельские показания в суде города Чикаго и поведал о том, как Норейка на своем высоком посту создал сеть спасения литовских евреев.
Настолько законспирированную, что о ее существовании до недавнего времени никто не догадывался.
Вынесем за скобки вопрос, почему показания Боревичюса от 1986 года обнаружились только сейчас, когда защитникам Норейки срочно понадобились новые аргументы. Обратим внимание на слова священника. Он утверждает следующее: до определенного момента Норейка «не осознавал, что фашистские резервации являлись одним из этапов Холокоста».
А руководитель ЦИГСЖЛ пошла еще дальше: «Парадокс, по которому Норейка передавал нацистские инструкции о создании гетто в Жагаре, а позже организовал спасение евреев из Шяуляйского гетто, рискуя тем самым не только своей жизнью, но и жизнями маленькой дочери и жены, можно объяснить только одним: до ликвидации Жагарского гетто Норейка и другие жители Шяуляя считали, что евреи могут быть в безопасности только в гетто».
Объяснение, увы, не самое убедительное. Чтобы усомниться в выводах Бараускайте, не надо копаться в архивах и вооружаться историческими фактами. Достаточно включить логику. Если Норейка считал, что за пределами гетто евреям угрожает опасность, то кто мог быть источником этой опасности?
Ответ находим в том же ответе ЦИГСЖЛ на заявление Гранта Гочина: на оккупированных территориях всеми процессами рулили исключительно немцы. Следовательно, в «безопасном гетто» евреев можно было прятать только от нацистского руководства.
Но кто принимал решения о геттоизации? Те же оккупанты. «Главным инициатором и исполнителем дел, касающихся евреев, был не Норейка, а военный окружной комиссар Гевеке, — доказывали в ЦИГСЖЛ. — Его распоряжения, касающиеся геттоизации евреев и конфискации их имущества, были обязательными и для глав районов, в том числе для главы Шяуляйского района Норейки».
Теперь дополним выводы руководителя ЦИГСЖЛ: Норейка полагал, что в учрежденных нацистами гетто евреям не грозит опасность, которую для них представляют… нацисты.
Интересно, как госпожа Бараускайте объяснит этот парадокс?
Дальше — еще интереснее. Оказывается, должность руководителя Шяуляйского уезда Норейка занял специально для прикрытия своей антинацистской деятельности. То есть год назад «генерал Ветра» в документах ЦИГСЖЛ был безвольным исполнителем воли Ганса Гевеке, а сегодня превращается в бравого подпольщика!
При этом заклятый враг нацистских палачей почему-то «не осознавал», зачем евреев сгоняют в гетто.
В подтверждение того, что Норейка не ладил с нацистами, приводится факт его ареста и заключения в концентрационный лагерь Штуттгоф в 1943 годуиз-за выступлений против мобилизации литовцев. Но какое отношение это имеет к Холокосту?
Несомненно, ЦИГСЖЛ открывает новую страницу в обелении литовских коллаборационистов. Раньше официальная пропаганда нехотя признавала, что «герои» антисоветского сопротивления — тоже люди, у которых есть свои прегрешения.
Теперь выясняется, что они все-таки были святыми! Боролись с нацистами, боролись с коммунистами, а в перерывах между боями на два фронта спасали несчастных евреев.