×
Политика Политика

Донбасс, Приднестровье и вся Украина: где Порошенко устроит новую провокацию?

Источник изображения: http://texty.org.ua

Министр иностранных дел России Сергей Лавров предупредил, что ради продления военного положения президент Украины Петр Порошенко планирует организовать еще одну провокацию на границе с Россией. По словам Лаврова, инцидент может произойти на границе с Крымом в последней декаде декабря. Однако военный инцидент на границах с РФ — далеко не единственный сценарий развития событий. Аналитический портал RuBaltic.Ru разобрался, где еще Порошенко может пойти на провокацию в преддверии президентских выборов. 

1. Обострение в Донбассе 

Эксперты неоднократно предупреждали, что в руках президента Украины военное положение может стать инструментом для решения насущных внутриполитических задач, но о его введении чаще всего говорили в контексте потенциального обострения на востоке страны. Порошенко оказался хитрее и выбрал для провокации другое место.

Может ли полыхнуть линия разграничения между Украиной и республиками Донбасса, когда внимание мировой общественности приковано к акватории Азовского моря?

Источники в Донецкой народной республике (ДНР) утверждают, что Киев готовится именно к такому сценарию.

Называлась даже конкретная дата наступления Вооруженных сил Украины (ВСУ) — 14 декабря. Разведка ДНР сообщала о скоплении ударной 12-тысячной группировки противника на южном направлении, в нескольких десятках километров от границы с Россией. А поводом для начала активной фазы боевых действий должна была стать еще одна провокация — химическая атака «террористов» в Мариуполе.

После 14 декабря дату наступления передвинули на несколько дней — теперь «большую войну» ожидают 24–25 декабря, то есть под занавес режима военного положения на Украине. И хотя наступление ВСУ уже стало притчей во языцех (в Донбассе о нем говорят постоянно), на этот раз даже видавшие виды местные жители забеспокоились.

В Мариуполе, надо полагать, тоже неспокойно — по словам представителей ДНР, от сценария химической провокации ВСУ не отказались.

«Нам стало известно, что [командующий операцией объединенных сил (ООС) Сергей] Наев последние две недели активно пытается получить в Донецкой облгосадминистрации данные обо всех химически опасных объектах на территории области, — утверждает начальник пресс-службы Народной милиции республики Даниил Безсонов, — однако получает постоянные отказы. В этой связи Наев приказал затребовать данные непосредственно у глав районных администраций».

Вариант обострения в Донбассе, казалось бы, напрашивается сам собой. Но у Порошенко есть как минимум две веские причины от него отказаться.

Во-первых, главный аргумент в пользу введения военного положения базировался на мифе о том, что в Керченском проливе Россия впервые напала на Украину открыто. Вот почему такие же меры не предпринимались в 2014–2015 годах, когда сотни (или тысячи?) украинских военных погибали в Дебальцевском и Иловайском «котлах».

Слабый ответ, на троечку, но именно эту позицию отстаивают «порохоботы». Будет очень странно, если в результате очередного обострения на востоке страны Порошенко заикнется о продлении военного положения: здесь ведь «агрессия» по-прежнему «скрытая».

Во-вторых, от донбасской авантюры Петра Алексеевича не один год удерживает опасность появления очередного «котла», который украинцы ему не простят. Еще одно серьезное поражение ВСУ в лучшем случае поставит крест на политической карьере Порошенко. Режим военного положения в этом плане ничего не меняет. 

2. Провокация на границе с Приднестровьем 

За последнюю четверть века серьезных столкновений на молдавско-приднестровской границе не наблюдалось, но непризнанная республика остается «болевой точкой» России. Об угрозе со стороны Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) украинский президент заговорил незадолго до введения военного положения, в октябре 2018 года.

«К подобным заявлениям необходимо внимательно отнестись, поскольку Порошенко может выполнять совершенно разные запросы со стороны своих зарубежных советников и кураторов, в том числе и по проблеме Приднестровья», — предупреждал член ассоциации политических экспертов и консультантов, доцент МГИМО Кирилл Коктыш.

В списке регионов, на которые распространяется военное положение, оказалась и граничащая с Приднестровье Винницкая область. А командующий Национальной армией Молдовы Игорь Кутие не так давно посетил Украину, побывал на позициях украинской армии в Донбассе и пообщался с Сергеем Наевым. По словам главнокомандующего ВСУ Игоря Муженко, Молдову интересует взаимодействие с Украиной «в случае обострения ситуации в Приднестровье».

«Поджигать» Приднестровье президенту Украины намного выгоднее, чем линию разграничения с ЛДНР или государственную границу с Россией.

Здесь он не получит моментальный отпор — контингент российских войск в ПМР весьма скромный. Молдова с Румынией гарантированно будут на стороне Киева.

России, напротив, повлиять на ситуацию будет очень сложно. Поэтому не исключено, что Порошенко, который вознамерился «урегулировать» приднестровский кризис еще в 2015 году, попытается воплотить свои планы в жизнь. 

3. Резонансное политическое убийство 

Россия, как известно, «воюет» с Украиной не только в Донбассе. Бандитизм, произвол националистов и даже коррупция — все это происки Кремля.

Тяжкие преступления и подавно не происходят в «незалежной» без участия пресловутых российских спецслужб. Трудно припомнить хоть одно резонансное убийство, которое обошлось без «российского следа» (некоторые умудрились разглядеть его даже в расправе над писателем Олесем Бузиной).

Для продления военного положения Порошенко не обязательно лезть на рожон и подставлять под удар украинских военных в Донбассе, на Азовском море или на границе с Приднестровьем.

Аналогичный эффект может быть достигнут в том случае, если на Украине произойдет еще одно резонансное политическое убийство.

Нетрудно догадаться, какой будет риторика президента: Кремль испугался воевать с нами и решил разрушить страну изнутри. Как в таких условиях отменять военное положение? Напротив, распространить его нужно на всю территорию Украины (кто знает, где в следующий раз российские спецслужбы будут сеять хаос). В этом большой плюс.

Но есть и жирный минус.

Все резонансные убийства на Украине, так или иначе, оборачиваются против действующего президента и его ставленников, генерального прокурора Юрия Луценко и министра внутренних дел Арсена Авакова.

Яркий тому пример — смерть активистки Екатерины Гандзюк, из-за которой на Порошенко недавно обрушился целый шквал критики. 

4. Религиозный конфликт 

Для начала масштабного религиозного конфликта на Украине уже все готово. Раскол усугублен до предела, появилась и легализовалась церковная организация, которая претендует на храмы Украинской православной церкви (УПЦ). На Киево-Печерскую и Почаевскую лавры так точно.

Объявились и те, кто готов заниматься «отжимами». К примеру, отставной боевик добровольческого батальона «Донбасс» Олег Дуб пригрозил устроить в Киево-Печерской лавре Реконкисту — «отвоевать свое». На этот счет высказался также экс-руководитель запрещенного в РФ «Правого сектора» Дмитрий Ярош. Лидер радикалов написал, что «охота на московских попов, которые верно служат Путину и Кириллу, — дело, угодное Богу и нашей Родине».

Таких «богоугодных» воителей (в том числе и с опытом боевых действий) на Украине предостаточно. Осталось только дать им команду «фас».

Порошенко опять-таки во всем обвинит Москву, которая противится духовной независимости украинцев, и получит хороший повод продлить военное положение. Точнее, переформатировать — распространить его на всю территорию Украины, создать реально действующие военные администрации с диктаторскими полномочиями, которые подчиняются верховному главнокомандующему.

В таких условиях, кстати, можно легко «обнулить» все права УПЦ на церковную собственность; контроль над ней под предлогом наведения порядка установят военные или сотрудники внутренних войск. А кому потом достанутся лавры и храмы — это, как говорится, одному Богу известно…
Впрочем, вожделенный томос об автокефалии президент поедет получать уже после Нового года. До тех пор на Украине все должно быть чинно и благовидно. Поэтому не факт, что ради продления военного положения Порошенко захочет подставлять под удар свое собственное детище — «объединенную» церковь.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
Порошенко выбыл из тройки лидеров среди претендентов на пост президента Украины
14 декабря 2018
Действующий президент Украины Петр Порошенко выбыл из тройки лидеров среди кандидатов на пост главы государства.
Порошенко думает о судьбе Януковича: президент Украины вступился за предшественника
16 декабря 2018
По состоянию на 16 декабря  представление от имени президента Петра Порошенко с ходатайством рассмотреть законность решения Верховной Рады о лишении Виктора Януковича звания президента находится на рассмотрении Конституционного суда Украины. Аналитический портал RuBaltic.Ru разобрался, почему этот вопрос повис в воздухе и чего на самом деле добивается Порошенко.
Лавров назвал причину непризнания ДНР и ЛНР
17 декабря 2018
Россия не признает независимость самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик (ДНР, ЛНР), чтобы не потерять связь с Украиной, которая останется в руках нацистского режима.
Войска ДНР привели в полную боевую готовность
14 декабря 2018
Подразделения самопровозглашенной Донецкой народной республики (ДНР) приведены в состояние полной боеготовности и полностью укомплектованы всем необходимым на случай возможного наступления украинской армии.
Новости партнёров