×
Политика Политика

Литва ожидает провала своей политики на Рижском саммите

Источник изображения: м=grybauskaite1.lrp.lt

Провластные литовские СМИ и эксперты начали готовить общество к вероятному провалу литовской внешней политики на Рижском саммите «Восточного партнерства». Попутно они проговариваются, что на самом деле представляет из себя эта политика: как и подозревала с самого начала российская дипломатия, программа «Восточного партнерства» в целом и её литовская интерпретация в особенности не имеют никакого отношения к экспорту демократии и другим европейским ценностям, а направлены исключительно на борьбу с Россией.

Самый уязвимый момент Рижского саммита, по мнению литовских экспертов, это подписание итоговой декларации. Именно с этим кульминационным мероприятием саммита они связывают самую большую опасность скандала, раскола и в конечном счете провала мероприятия. Причем эта опасность тем выше, чем более антироссийский документ будет предложен на подписание европейским лидерам и главам государств «Восточного партнерства»: чем больше в декларации будет русофобии, тем больше стран могут отказаться её подписывать.

О том, чтобы смягчить декларацию и убрать из неё русофобскую истерику, разумеется, и речи быть не может: в демонстрации единства Европы и постсоветского пространства против «возрождающейся русской империи» — суть литовской и находящейся под её влиянием латвийской внешней политики.

«Связь Беларуси и Армении с Россией имеет и другие последствия: эти страны против упоминания Крыма в декларации саммита в Риге. По сути, Ереван и Минск в этом вопросе представляет позицию России, и это вызывает тревогу: можно ли доверять этим партнерам?», — говорится в статье с красноречивым названием «В Риге могут провалиться планы Литвы: Москва добилась своего?», размещенной на литовском портале DELFI. Анализ внешнеполитической конъюнктуры в статье замечателен тем, что всё в итоге сводится к излюбленному литовскому занятию: поиску «рук Москвы» и «путинской пятой колонны». До сих пор «пятую колонну» искали внутри страны, называя таковой то литовских поляков, то сотрудничающих с российскими коллегами политологов, то вильнюсских школьников, ездящих отдыхать в российские летние лагеря. Но, как известно, внешняя политика есть продолжение внутренней, поэтому литовские политики и эксперты обнаруживают уже целые страны-«руки Москвы».

Среди стран ЕС такими являются два идеологических полюса Европы — Венгрия и Греция: за намерение делать деньги на хороших отношениях с Россией — и ультраправое венгерское правительство, и ультралевое греческое антироссийские «ястребы» относят (выражаясь словами эстонского президента Ильвеса) к «полезным Путину идиотам». Среди стран-участниц «Восточного партнерства» несомненными «руками» (если даже не «рупорами») Москвы являются Армения с Белоруссией, участвующие в проекте евразийской интеграции.

Литовские дипломаты опасаются, что эти страны могут потребовать вписать в итоговую декларацию Рижского саммита фразу о необходимости учитывать интересы соседей, то есть России.

Что само по себе исчерпывающе характеризует литовскую «дипломатию»: упоминание в международных документах добрососедских отношений и принципа учета и согласования интересов между странами-соседями она уже считает внешнеполитическим провалом.

И это логично: где Литва и где — политика добрососедства? Даля Грибаускайте и хорошие отношения с соседями — это взаимоисключающие понятия.

Интересен также казус Азербайджана. «Азербайджан не намерен связывать себя ни с ЕС, ни с Евразийским союзом, его цель – стратегическое партнерство с Европой и соглашение о стратегической модернизации», — заявляет портал DELFI, и в этом тоже видится угроза Рижскому саммиту, программе «Восточного партнерства» и внешней политике Литвы. Хотя именно стратегическая модернизация со стороны Брюсселя заявлялась конечной целью сближения шести бывших советских республик с Европейским союзом. Сейчас, конечно, об этом уже забыли, но два года назад у всех на устах был так называемый «список Фюле»: перечень системных реформ во всех сферах жизни, которые должна была провести Украина, чтобы Евросоюз согласился подписать с ней Соглашение об ассоциации. Смысл этих реформ был именно в стратегической модернизации Украины, и это была очень честная позиция ЕС: только после проведения всесторонних системных реформ будет возможно реальное сближение Украины с Европой, а от нищей, коррумпированной, разваливающейся Украины стремящиеся к комфорту и тихой сытой жизни европейцы будут держаться подальше.

Из всех стран ЕС именно Литве было плевать на стратегическую модернизацию Украины: она требовала подписать с ней на Вильнюсском саммите Соглашение об ассоциации чего бы то ни стоило, закрыв на всё глаза. Результат известен.

Теперь же литовские журналисты и эксперты косвенно относят к провалу внешней политики своей страны стремление к стратегической модернизации Азербайджана. Почему?

Потому что Азербайджан стремится пройти путь модернизации, оставаясь нейтральной страной: не стремясь к членству в ЕС, не разрывая связей с Россией и не становясь частью антироссийского «санитарного кордона».

Для Литвы это поражение. Ей бы, конечно, хотелось, чтобы Азербайджан, а в идеале — и Армения с Белоруссией — вели себя как Грузия, Молдавия и Украина: шли за мечтой о европейской интеграции как осел за морковкой, повторяя попутно путь стран Прибалтики по разрыву интеграционных связей на постсоветском пространстве.

Только ведь не пойдут, потому что видят, что поверившие в мечту о европейской интеграции Грузия, Молдавия и Украина всё никак не дотянутся до заветной «морковки»: членства в ЕС или хотя бы отмены виз. «Тревожит то, что некоторые страны ЕС считают, что нынешний политический и геополитический контекст не благоприятен для более сильных шагов по Восточному партнерству: актуализации перспективы членства, шагов в области безвизового режима. Некоторым странам кажется, что в нынешнем контексте для этого — неподходящее время, что лучше поддерживать более низкую активность, пока прояснится ситуация с Украиной», — говорит по этому поводу близкий к литовским консерваторам аналитик Центра исследования Восточной Европы Лауринас Кащюнас.

Программа «Восточного партнерства» с момента своего появления вызывала большие сомнения у принявших в ней участие государств. Они не могли отделаться от подозрения, что таким образом Европа вместо полноценного членства в Евросоюзе предлагает им какой-то суррогат — видимость членства. Затем стороны сошлись на том, что суть участия в «Восточном партнерстве» — подписание Соглашений об ассоциации с ЕС — важнейшего промежуточного шага на пути к европейской интеграции. Сейчас соглашения подписаны, однако ни о каком вхождении стран «Восточного партнерства» в состав Европейского союза со стороны последнего и речи не идет. Европейцы тщательно избегают даже разговоров о безвизовом режиме, хотя на массовом уровне все разговоры о европейской интеграции для миллионов тех же украинцев сводились именно к этому.

В таких условиях все идет к тому, что Рижский саммит в самом деле провалится. И для литовской внешней политики он может провалиться еще до щекотливого момента с итоговой декларацией.

Просто после провала в Риге всех надежд Украины на членство в Евросоюзе и безвизовый режим президент Порошенко, за неимением ушедших в отставку Кэтрин Эштон, Штефана Фюле, Радослава Сикорского и прочих, подойдет к Дале Грибаускайте — единственному, оставшемуся на старой должности человеку, из тех, что наобещали Украине золотые горы и втянули её в авантюру с ассоциацией, и от имени всего украинского народа скажет главной союзнице всё, что он о ней думает.

Вряд ли это и в самом деле произойдет, но если все-таки произойдет, то это будет в высшей степени справедливо.      

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров